Вопросом кем стать, не задаются разве что законченные нигилисты. И лишь избранные единицы из породы вдохновенных гениев знают точно и наверняка, какому делу посвятят свою жизнь. Большинство же страдает от многовариантности: глаза разбегаются от калейдоскопа профессий, ремесел, наук и искусств. Попробуем подкорректировать зрение, сфокусировав внимание на отдельных специальностях…
Кто-то едва ли не с начальных классов думает, кем быть, сотни раз меняя предпочтения, а кто-то осознает проблему, только получив аттестат зрелости. Так или иначе, большинство на финише — окончания школы, вуза или же службы в армии — останавливаются на перепутье. Подобно сказочному витязю, оказавшемуся перед разбегающимися в разные стороны тропинками, молодой человек терзается вопросом — куда податься-то?! В летчики? Разведчики? Спасатели?
У многих выбор усугубляется душевной дисгармонией из-за пресловутого конфликта «деньги или любимое дело?». Но это проблема надуманная: априори дензнаки приносит любая работа. Главное — выполнять ее качественно и с любовью, а не для галочки. Это аксиома. Остается лишь определиться в предпочтениях.
Дабы толком разобраться в лабиринте профессий и специальностей, попробуем составить… карту. Занятие непростое, но так легче будет определиться с выбором специальности.
СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД: 5 КИТОВ Вы, наверняка, слышали, что профессии условно разделяются на пять типов в зависимости от специфики объекта труда. Итак…
«ЧЕЛОВЕК — ПРИРОДА». Живой мир и все, что с ним связано, — вот та загадочная и обширная территория, которую придется «вспахивать» избравшим профессию в данном направлении.
При выборе занятия очень важно любить природу. Задумайтесь, относитесь к ней, как потребитель или соучастник? Для вас это место для пикников или мастерская, в которой планируете творить чудеса?
И второй существенный момент, который всенепременно следует учесть: биологические объекты любого масштаба, будь то ультра-мелкий вирус или гигантский лес, сложны, изменчивы и нестандартны. И бактерии, и растения, и животные растут, развиваются, болеют, погибают... Специалисту в этой сфере нужно не просто много знать о предмете своей деятельности, но и предвидеть возможные изменения — а они необратимы. Стало быть, действия специалиста должны быть выверены: сапер не имеет права на ошибку.
Можно выделить направления, предметом деятельности которых являются «подданные» царства флоры, фауны, микроорганизмы и даже целые экосистемы. Указанное деление не означает, конечно, что труд специалиста направлен только на упомянутые объекты. Агрономы, например, взаимодействуют с коллегами, используют разнообразную технику, решают вопросы экономической выгоды своего труда… Но все же главный предмет их внимания и забот — растения и их среда существования.
Профессии: микробиолог, орнитолог, зоотехник, ветеринар, эколог, агрохимик, егерь, кинолог, лаборант — все, как одна, связаны с изучением живой природы, уходом, профилактикой заболеваний и лечением растений и животных.
«Базовые» профессиональные качества: инициатива, самостоятельность, решительность, заботливость, дальновидность.
«ЧЕЛОВЕК — ТЕХНИКА» Ведущий предмет труда — машины, механизмы, а также разнообразнейшие материалы и виды энергии.
При обработке, преобразовании, перемещении или оценке технических объектов от работников требуются точность и выверенность действий. Поскольку вся техника, электроника и автоматика создается самим человеком, в этой сфере особенно широкие возможности для реализации изобретательности, выдумки, технического творчества. Но требуются исполнительность и дисциплинированность.
Профессии: электротехник, слесарь, столяр, металлург, инженер-механик, архитектор, электромонтажник, радиомеханик, горный инженер и многие другие.
«Базовые» профессиональные качества: скрупулезность, сосредоточенность, нестандартность мышления, вдумчивость, эрудиция.
«ЧЕЛОВЕК — ЧЕЛОВЕК». Главный и ведущий предмет труда — одушевленный, люди. А они, как известно, разные и непредсказуемые, поэтому этот фронт профессий считается наитруднейшим, но и благородным и почетным.
В первую очередь, на ум приходят самые «человечные» профессии — врач и учитель, родственные им — няня и психолог. Однако в этой области масса и других, разнообразных и неоднородных специальностей: парикмахер, экскурсовод, менеджер. Для простоты эта сфера профессий делится на подсистемы, связанные:
• с обучением и воспитанием;
• с управлением производством, руководством коллективом;
• с сервисом;
• с информационным обслуживанием;
• медицинским обслуживанием.
«Базовые» профессиональные качества: эмоциональная стабильность, коммуникабельность, толерантность, сострадание. Важны способность предугадывать намерения, чувствовать настроение, уметь анализировать взаимоотношения и находить общий язык с разными людьми.
«ЧЕЛОВЕК — ЗНАК». Главный предмет труда — условные знаки, цифры, коды, а также языки — естественные или искусственные. При обработке информации в виде условных знаков возникают задачи контроля, проверки, учета, обработки сведений, а также создания новых знаков и знаковых систем. В эту область входят все профессии, связанные с оформлением документов, делопроизводством, анализом текстов или их преобразованием, перекодированием. Чтобы трудиться эффективно, нужно уметь сосредотачиваться и погружаться в мир, казалось бы, на первый взгляд, сухих и скучных обозначений, информации, сокрытой в разных символах.
Профессии: программист, архитектор, переводчик, чертежник, бухгалтер, наборщик.
«Базовые» профессиональные качества: способность к концентрации, отличная память, усидчивость, ответственность.
«ЧЕЛОВЕК — ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ». Ведущий предмет труда — сложные метафоры, на которых выстраивается художественный образ. Способов воплотить задуманное гораздо больше, чем муз: можно стать маляром, а можно податься в сценаристы… Реализовать природную одаренность можно во многих формах — литературной, живописной, музыкальной…
Профессии: артист, художник, ювелир, дизайнер, резчик по камню, журналист.
«Базовые» профессиональные качества: фантазия, эрудиция, эмоциональность, восприимчивость.
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СХОДСТВО
Ах, если бы все было так просто! Однако предмет труда — далеко не единственный признак, по которому строится вертикальная и горизонтальная иерархии профессий. Каждое ремесло предъявляет к мастеру определенные требования, иначе, увы, не принесет своему «хозяину» ни успеха, ни удовольствия. А ведь жизнь еще только начинается, и, конечно же, кому хочется сразу прослыть лузером! Поэтому присмотритесь и проализируйте, на что вы способны, каких добродетелей у вас в избытке, а каких, наоборот, не хватает. Так можно сразу отмести профессии, характеристикам которых вы не отвечаете.
Одни специальности требуют от работника физической силы и ловкости, другие — интеллектуальных способностей и аккуратности, третьи — коммуникабельности и толерантности. Поэтому существует еще одно деление…
Гностические профессии (Г) — распознать, определить. Их основа — познание. Для профессий этого типа важны:
любознательность,
выраженная познавательная активность,
наблюдательность (достаточно большой объем внимания),
устойчивость внимания,
аналитические способности.
Преобразующие профессии (П) — обработать, обслужить. Деятельность этого рода может быть направлена на разные вещи, виды энергии, информацию, процессы, устройство общественной жизни.
Требуют определенных качеств от работников:
изобретательности,
прагматизма,
инженерного мышления,
высокой активности и трудоспособности.
Изыскательские профессии (И) — изобрести, придумать. Этот класс еще недостаточно изучен, однако выявлены безусловные требования к выбравшим одну из таких профессий — способность легко отказываться от привычного хода мыслей и изыскивать новаторские варианты решений проблем. А также:
интерес к новому,
творческое мышление,
воображение.
Зная место профессий в приведенной классификации и основные требования к представителям каждого вида деятельности, можно правильно и своевременно определить собственные профессиональные наклонности.
ВЛИЯНИЯ ИЗВНЕ
Насколько вы самостоятельны в решениях? Этот момент важен, поскольку, сделав выбор под давлением (осознанно или нет), можете быстро разочароваться или отказаться от него в будущем, впустую потратив время и энергию. Присутствуют ли следующие «пресс-факторы»?
1 Давление родителей. Действительно, старшие несут ответственность за то, как складывается жизнь их детей. Забота распространяется и на проблему выбора профессии. Не конфликтуйте — просто поговорите начистоту о том, что вам больше по душе.
2 Мнение друзей. Дружеские связи могут оказать большое влияние на выбор профессии. Чем моложе человек — тем больше он склонен к подражанию. Не поддавайтесь стадному инстинкту: правильным будет решение, соответствующее вашим интересам.
3. Позиция учителя. Наблюдая за поведением, учебной активностью и способностью своих питомцев, опытный педагог знает даже то, что сокрыто от родительских глаз. И, пользуясь авторитетом и доверием, может косвенно влиять на выбор, например, брошенной вскользь фразой: «ах, ну что вы, у него нет к этому никаких способностей…» Однако в любом случае — принимать решение предстоит только вам. Не сомневайтесь: задуманное осуществится, если приложить усилия.
САМОСТОЯТЕЛЬНЫЙ ПОДХОД
Возьмем блокнот и ручку и попробуем пробраться сквозь дебри непонимания к истине!
Отвечаем на вопросы…
• Какие черты вашего характера проявляются ярче всего? А чего, наоборот, недостает? Каждая профессия требует от человека определенных качеств: от бухгалтера — усидчивости, от строителя — выносливости. Какому-то психотипу идеально подойдет одна специальность, какому-то — другая.
• Основные действия, операции, которые вам предстоит выполнять на предполагаемой должности. Попытайтесь подробнее разузнать о профессии, на которую «положили глаз». Ведь часто надуманное мало соответствует действительности. Как-то у будущих специалистов дошкольного воспитания спросили: «В чем заключается работа воспитателя детского садика?». Получили много ответов: дескать, гуляет, играет с детьми, кормит их и укладывает спать... Но все это не так. Воспитатель-профессионал не «гуляет», он работает по специальной программе ознакомления детей с окружающим миром, причем, как правило, принимает участие в ее разработке, а также корректирует буквально под каждого малыша!
• Результаты вашего труда и их значение для общества. Практически это анализ рынка: будет ли иметь ваше ремесло спрос? Если да, то как долго? Есть и профессии вечно актуальные, например, врач.
• Где можно овладеть профессией, есть ли способы переориентации в случае необходимости? Каковы возможности повышения квалификации, мастерства, продолжения образования? Движение вверх — залог успешной карьеры!
Как выглядят рабочее место и окружение; какие орудия и средства идут в дело. Ведь на работе вы будете проводить большую часть времени, так что, выберите максимально подходящую экологическую нишу.
Успешные целеустремленные личности не будут расточать годы жизни на освоение невостребованной, малооплачиваемой и малопривлекательной профессии.