Существуют ли границы у скромности? Скорее всего, нет. В отличие от цены. Ибо наша безграничная скромность порою обходится нам очень дорого. И даже тогда, когда мы об этом не подозреваем, справедливо полагая, что сам факт успешного прохождения «линии обороны» под названием «отдел кадров» все расставит на свои места.
А ведь некоторые из фактов славного пути, сиротливо ютящиеся на периферии резюме, могли бы послужить веским обоснованием на более высокий статус (оклад) для лиц, принимающих решения относительно вашей трудовой судьбы.
Не призываем торговать каждым из пунктов CV в розницу. Переоцениваем ценности.
Вы потратили уйму времени, нервных клеток и денежных знаков на образование. Понятно, что хотелось бы получить на выходе не только знания и воспоминания о веселой студенческой жизни, но и престиж. Особенно если энное количество лет назад вы постарались обойти в конкурсе остальных абитуриентов и занять то самое, единственное, заветное место на студенческой скамье престижного вуза. И преуспели ведь! Какой-то выпускник вчерашнего ПТУ будет зарабатывать наравне с вами?
Авторитетность вуза имеет значение, но не в каждой профессии. Например, диплом КНУ имени Тараса Шевченко предпочтителен для юриста, но для менеджера по продаже имеют значение только его жизненные университеты.
Так вот, о школе жизни… Что случилось в ней такого выдающегося, чем можно было бы похвастаться или даже рассказать детям? А работодателю?
Давайте пристально рассмотрим собственную автобиографию в виде резюме… «Политех, 6 лет урановых рудников, пардон, работы на станкостроительном заводе; хобби — живопись в Paint; базовый японский (лексика из аниме); в детстве посещал кружок макраме». Для кого-то это лишь дополнительные «плюсики». А некоторые из указанных ниже пунктов большинство считает непременным условием приема на работу. Все неоднозначно в жизни, и кто знает, какая мелочь обернется в иной ситуации достоинством. Или так и останется валяться без дела на обочине вашей карьеры…
Приглядитесь повнимательнее. Наверняка, отыщете в закромах памяти пару-тройку достоинств, которые оценит мудрый работодатель. И воздаст по заслугам.
«ВЫШАК ТЕБЕ СВЕТИТ»
Стоит: 10-50% к ЗП.
Большинство рекрутеров с симпатией относится к соискателям с двумя или более «вышками». Но есть и те, кого настораживает резкая смена вектора деятельности: с чего вдруг вчерашний ботаник стал финансистом?
Встречаются просто-таки фанатичные коллекционеры дипломов: историческое, геологическое, экономическое плюс юрфак — при том при всем кандидату только 35. Но такие физики-лирики — уникумы. Однако множество наших сограждан вынуждены получать второе высшее образование (как правило, заочно) не только для отрады собственной души. К этому их вынуждают реалии повседневности и превратности рынка.
Ведь пара дипломов обычно говорит в пользу соискателя, характеризуя его личность как амбициозную, стремящуюся к самосовершенствованию и не страшащуюся перемен. Однако работодатель желает видеть не просто корочки, а реализацию знаний на практике. Худо, если у соискателя куча дипломов, грамот, свидетельств об окончании курсов, но «коллекция» не подтверждена практическим опытом. Это, скорее, насторожит или даже отпугнет кадровика.
«Играет рояль» для: большинства пролетариев интеллектуального труда; очень важно для топ-менеджеров; чем выше вожделенная должность, тем большее значение имеет дополнительное образование и тем существеннее, соответственно, ежемесячная прибыль.
«СЫН ОШИБОК ТРУДНЫХ»
Стоит: каждый год трудового стажа в одной и той же отрасли на протяжении первых пяти лет плюсует в среднем 10% к ЗП.
Вы набивали себе синяки и шишки в стремлении к профессиональному совершенству и приблизились к идеалу еще на шаг-второй... Опыт работы — как правило, основное требование, которое предъявляет работодатель к соискателю, будь то должность кассира или руководителя отдела снабжения. Ну, ладно. А вот во сколько оценивается каждый лишний год работы? У врачей и учителей существуют категории. А как же быть трудящимся на «дядю»? Быть им неоцененными?
Наблюдается три рубежа требований к стажу в практически любой сфере трудоустройства: год, три, пять. Постепенно перешагнув каждый, трижды можно приплюсовывать по 10-20 % к средней заработной плате в данной отрасли. А что следует от пяти? Пожалуй, разве что карьерный рост — если всерьез возьметесь штурмовать профессиональный олимп.
«Играет рояль» для: всех профессий — интеллектуальных, и не очень. Хотя для вторых больше, поскольку «набитая» рука куда ценнее «зашоренного» мозга.
КАК ОСТРО ЗАТОЧЕН ВАШ ЯЗЫК?
Стоит: в зависимости от отрасли, места и степени владения — от 10 до 50% к ЗП.
Итак, английский (которым сейчас, наверное, никого не удивишь — разве что он не true fluent) — плюс 10-20% к ставке. Однако в некоторых отраслях намечается тенденция, тот же английский не бонус — а непременное условие практически для любого претендента на звание пролетария интеллектуального труда. Что поделаешь, поворачиваемся лицом к Европе! Кстати, в понимании кадровиков «базовый английский» — всего лишь школьный уровень, а не что-то запредельное. Так что, смело добавляйте в резюме этот пунктик!
Менее распространенный иностранный язык. У нас «котируются» немецкий, французский, итальянский, польский и турецкий. Но не обольщайтесь: вряд ли эти знания можно продать дороже, чем «банальный» английский. К тому же, владение двумя все равно оценится по одной ставке. И еще: пункт «языком владею иноземным» лучше вообще не упоминать (ни в резюме, ни на собеседовании), если вы учили его две недели по разговорнику и то в прошлой жизни.
Украинский. Смешно до слез, что государственный язык на самом деле (суржик не считается) знает едва ли половина наших сограждан. Но вот документация и зачастую переговоры ведутся на нем, родимом. Примерная стоимость этого достоинства — плюс 15-20% к зарплате, если вы секретарь, бухгалтер или помощник юриста.
«Играет рояль» для: секретарей, администраторов, копирайтеров, юристов, экономистов, менеджеров.
ВЕЗДЕ НУЖНА СНОРОВКА, ЗАКАЛКА, ТРЕНИРОВКА
Стоит: авторитетные мастер-классы, подтвержденные эффективными показателями в вашей трудовой биографии, могут прибавить примерно 10% к ЗП.
Итак, закалка: тренинги и/или курсы повышения квалификации. Поскольку выросло оных как грибов после дождя, играют роль лишь лучшие, заслужившие имя именно в той отрасли, где вы пытаетесь устроиться. Также уважительно относятся к курсам при авторитетных вузах.
«Играет рояль» для: менеджеров, руководителей.
НЕ ТЕРЯЕМ ЛИЦО ПЕРЕД МОНИТОРОМ!
Стоит: в зависимости от профессии от 0 до 10% к ЗП.
В рамках компьютерного ликбеза рекомендуем сэкономить деньги и освоить азы Windows и элементарные программы самостоятельно. Ну а если вы уже успели разориться на обучение, не указывайте в резюме позиции вроде «курсы по интернет-серфингу» — большинство кадровиков отнесется к этому скептически. «Техническая» сметка ценится, пожалуй, не меньше, нежели грамотная речь — причем, имеются в виду не профильные специальности (программисты или дизайнеры).
Если добровольно возьметесь за администрирование парочки машин в офисе, никто доплачивать вам за это не будет. Даже спасибо могут не сказать. Однако оценят вашу самостоятельность, если не станете звонить во все колокола при каждом зависании операционной системы на вашем ПК. Хорошо бы еще уметь управляться со сканером и ксероксом, не теребя за полы секретаря по всякому случаю.
«Играет рояль» для: всех офисных сотрудников. Слепая печать, элементарный фотошоп, практически весь Windows Office да, пожалуй, программы-органайзеры — вот стартовый пакет породистой канцелярской мыши.
«О БЕДНОМ ГУСАРЕ…»
Стоит: как и все слова — ничего не стоит. Просто моральный бонус при приеме на работу.
Мода на рекомендации пришла в Украину с Запада. Что ж, это более справедливо, чем наше традиционное кумовство. Рекомендации порой могут иметь решающее значение, поскольку предоставляют работодателю хоть какие-то гарантии. Ими и послужит хвалебная ода, пропетая в ваш адрес экс-начальником.
Многие кадровики не доверяют письменным отзывам и предпочитают звонить самостоятельно на предыдущее место работы. Причем, бывает, жаждут побеседовать не только с непосредственным начальником, но и с подчиненными, и просто коллегами.
В крупных компаниях есть служба безопасности, проверяющая кандидата на лояльность. Поскольку дело это затратное, прибегают к нему в исключительных случаях — когда на собеседовании кадровик ощущает несоответствие. Мол, кандидат излагает красиво, но в анкете скользко, и по ощущениям — что-то явно недоговаривает.
«Играет рояль» для: в первую очередь, тех должностей, которые предполагают доступ к документации.
«ОН СКАЗАЛ «ПОЕХАЛИ!»
Стоит: до 50% к ЗП.
Наличие автомобиля (и возможность использования оного по первому свистку) — огромный плюс во многих отраслях и специальностях. Владельцу-соискателю сулит дармовой бензин и техобслуживание, а также приличный денежный довесок (100-300 долларов ежемесячно) к окладу. А для кандидатов на должность персонального водителя это, пожалуй, основное требование. Права соответствующей категории, естественно, обязательны.
«Играет рояль» для: менеджеров, торговых представителей, ну, и конечно самих шоферов.
«ХАРАКТЕР НОРДИЧЕСКИЙ, НЕ ЖЕНАТ»
Стоит: 0% к ЗП. Но бывают и счастливые исключения (см. ниже).
Что там у нас в самом конце резюме? Ах, да — отсутствие вредных привычек. Невероятно, но факт: бывают компании, декларирующие +10% от заработной платы каждому некурящему сотруднику. Однако это, скорее, отступление от «нормы» — как вид мотивации работников. Обычно подобные добродетели считаются бесспорным, но «бесплатным» плюсом.
«Играет рояль» для: секретарей и продавцов, а также профессий, предполагающих постоянное общение с клиентами.
КОМПЛЕКСНОЕ ДЕЙСТВИЕ
Окинув прощальным взором свое резюме перед собеседованием, воодушевимся… Стоп, не надо суммировать все свои достоинства и выводить на финише эквивалент 200% зарплаты! Даже три диплома, права категории «В», виртуозный английский и хвалебные оды бывшего шефа в вашу честь не сулят вам золотые горы прямо со старта.
Как свита делает короля, так нас созидают мелочи. Вот эти-то мельчайшие нюансы и оттенки и создают наш имидж в глазах работодателя. И чем больше положительных качеств и изюминок, тем выше ваш рейтинг на рынке вакансий и, соответственно, ваша зарплата.
Мы так и не выработали четкую условную единицу, которой бы смогли оценить в полной мере каждое из достоинств абстрактного кандидата. Что ж, зато мы знаем главное о главном: достоинство — это то, насколько и во сколько себя цените вы.
Юлия Насенник, HR-менеджер
— На самом деле, в начале карьеры на любом предприятии торг на почве только того же «второго родного» английского, как говорится, не уместен. Впрочем, со временем, возможно, то или иное полезное качество поспособствует увеличению доходов или служебному продвижению. Хотя речь идет уже, скорее, о комплексе полезных на данной должности умений и личностных качеств, таких как инициативность, трудолюбие и честолюбие.