Есть идея!
Еще несколько лет назад считалось, что креативные способности — это редчайший дар природы, который или есть, или нет. Сегодня же дела обстоят в точности «до наоборот». Идея, слывшая прежде атрибутом исключительно творческих профессий, стала императивом жизни далеких от романтизма специальностей. А означать это может то, что шанс получить престижную работу без наличия ярко выраженной креативной жилки сейчас сведен к минимуму.
Сегодня многие работодатели серьезно взялись за «окреативливание» своих работников. Как правило, подобные процессы, с подачи корпоративных психологов, объединяются с программой тимбилдинга. Конструирование автомобиля из туалетной бумаги, штурм бетонного забора и живая колесница из рвущегося к финишу тандема гендиректора и уборщицы тети Вали… скажете, забавный сон? Отнюдь. Впрочем, к «директорско-уборщискому» тандему мы еще вернемся.
Не желая быть голословными, мы провели специальное исследование и обзвонили несколько десятков отделов кадров организаций различной профессиональной деятельности. На вопрос, является ли нестандартное мышление одним из важнейших факторов отбора претендентов, кадровики ответили: 80% должностных лиц единодушно заявили, что в их компаниях креативность, наравне с профессионализмом и опытом работы, — основные критерии отбора. 13% респондентов отнесли творческие способности в разряд значительных преимуществ претендентов, но не более того. И, наконец, 7% опрашиваемых утверждали: при приеме на работу в их организации креативность мышления не учитывается вовсе.
Анализ дал интересные результаты: коммерческие организации с самым высоким средний доходом почти единогласно высказались «за» творчество в своих рядах. В то время как государственные структуры с низким уровнем оплаты труда, в большинстве своем, не рассматривают творческий потенциал своих работников в принципе.
Что делать? Вывод: если хотим, чтобы наша деятельность была успешной, а работа высокооплачиваемой, на повседневную работу просто необходимо смотреть через призму креатива.
А ведь творческие личности все делают с энтузиазмом: примитивную субботнюю уборку, банальную распечатку текста и т.д. они с легкостью превращают в процессы высокой художественной ценности. Такие индивиды не оставляют равнодушными никого: одни считают их слегка чудаковатыми, другие же произносят их имя с придыханием и диким восторгом в глазах, вручая всевозможные награды и премии, возводя на Олимп творческой элиты. Казалось бы, и детский садик они посещали обычный, и в школе не блистали, университет… ну хороший вуз, но мало ли их, хороших, в нашей стране?! В чем же разница? Почему одни с легкостью генерируют креативные идеи, превращаясь в известных общественных деятелей или успешных руководителей, а другие, несмотря на прилежно выполняемую работу, никак не выжмут из себя чего-то «эдакого», оставаясь всю жизнь никому не известным бухгалтером или учителем, одним словом, бойцом невидимого фронта?
К КОРНЮ ПРОБЛЕМЫ
Если внимательно изучить природу и механизмы воздействия психологических тренингов, направленных на повышение креативности мышления, то напрашивается вывод: разница между творческими и прагматическими личностями заключается не в каком-то особом восприятии мира или устройства головного мозга… Тайна креатива кроется в самой методике мышления. Вообразим, что наша умственная деятельность — это огромный пазл. Решение каждой задачи представляет собой создание определенной картины с помощью мозаичных фрагментов. Люди, лишенные креатива, складывают свою картинку по давно существующим и проверенным схемам (заучивают наизусть советы глянцевых журналов по выращиванию кактуса на подоконнике, конспектируют рецепты блинов тети Зины из соседнего подъезда, решают уравнения исключительно по методу Зейделя и т.д.). Творческие личности не поддаются стереотипам и практикуют составление собственных необычных комбинаций.
Заокеанские психологи, описывая различия в процессе мышления креативных и малокреативных людей, любят использовать метафору о так называемой курьерской доставке. Американские специалисты предлагают вообразить, что наш мозг – это огромная картотека, по которой бесконечно шныряют курьеры – мысли. И все бы хорошо, вот только у нетворческих личностей, курьеры эти страшные консерваторы, не желающие заглядывать в архивы и на отдаленные полочки и потому приносящие самые типичные ответы, которые всегда находятся у них под рукой. У творческих людей курьерский штат набран из энтузиастов. Они с радостью капаются в самых отдаленных уголках картотеки, отыскивая нетривиальные ответы и решения.
«Дело в том, — комментирует кандидат психологических наук Манвел Атаян, — что на самом деле есть люди, которые от рождения обладают огромным творческим потенциалом и тягой к нестандартным решениям. Причины подобного явления довольно плотно изучаются отечественной школой дифференцированной психофизиологии. На данный момент мы можем с уверенностью заявить, что творческий потенциал человека на 70% зависит от его задатков. Остальные 30% распределяются между темпераментом, воспитанием и окружением. Стоит подчеркнуть, что, как правило, довольно посредственные творческие данные в конечном счете становятся превосходной базой для развития креативных способностей. Причина подобного явления кроется в чудодейственной силе саморазвития и постоянной работе над огранкой своих талантов. Как подтверждают многочисленные исследования, креативность можно в себе развить, путем методических тренировок и упражнений».
БОЙ РУТИНЕ
Упомянутая в самом начале новаторская находка «директор-уборщица» — весьма успешная методика повышения креативного мышления и сплоченности коллектива. Именно помещение в необычную среду, выполнение непривычных заданий, решение разнообразных вопросов (заметьте, никакой рутины!) — вот настоящий путь к повышению творческих способностей.
«Мыслить по шаблону — вернейший способ завалить дело, — рассказывает психолог Ксения Ревунова. — Совсем не удивительно, что современные работодатели требуют от своих работников не только знаний и умений в определенной сфере, но и творческого подхода к любому поручению. Практически все тренинги на повышение креативности основываются именно на стремлении научить человека находить необычные ответы на такие же необычные вопросы. Если у вас есть желание посещать специализированные тренинги — сделайте это непременно: творческий подход не только увеличит профессиональные возможности, но и непременно пригодится в повседневной жизни. Нет возможности посещать подобные мероприятия? Отчаиваться не стоит. Психологами был разработан ряд упражнений для самостоятельной работы, которые обязательно переломают некреативный ход мышления, конечно, если их регулярно делать».
КРЕАТИВНОЕ ЧТЕНИЕ
Данная подборка тренировок просто незаменима для любителей книг. 5 простых упражнений, которые следует делать за чтением, вряд ли сделают из вас в монстра креатива, но наверняка разбудят и активизируют ваши творческие способности.
|
Манвел Атаян. Как правило довольно посредственные творческие данные в конечном счете становятся превосходной базой для развития креативных способностей. Причина подобного явления кроется в чудодейственной силе саморазвития и постоянной работе над огранкой своих талантов. Как подтверждают многочисленные исследования, креативность можно в себе развить, путем методических тренировок и упражнений». |
«Нострадамус»
Любимая потеха Бернарда Шоу. Следуя примеру великого автора, перед чтением книги внимательно ознакомьтесь с оглавлением и попробуйте придумать несколько альтернативных названий. Дочитав до половины, остановитесь и попробуйте спрогнозировать, как будут разворачиваться события во второй половине.
Подобные «пророческие» потуги не только систематизируют ваши знания в определенной области, но и заставят мыслить творчески, прорабатывая всевозможные модели событий.
«Правша»
Попробуйте быть убежденным правшой — читайте в книге исключительно правые страницы. При этом, содержание левых постарайтесь додумать самостоятельно.
Это весьма забавное упражнение основано на изменении привычного хода мышления, путем внесения поправок в типичный процесс чтения. Стоит отметить, подобным занятием сюжет книги обогащается просто грандиозно!
«Проблемный тренинг»
При чтении книги вы наткнулись на какую-то проблему? Остановитесь, до того, как ознакомитесь с авторским решением дилеммы, попробуйте самостоятельно найти ответы и смоделировать способ выхода из сложившейся ситуации.
Подобное занятие весьма увлекало Джона Кеннеди (не лучшая ли реклама?). Внимание «великих» к методе легко объяснимо: данные процедуры, помимо повышения уровня креатива в крови, увеличивают профессионализм и проблемоустойчивость пациента J. Если эту методику применять при чтении профессиональной литературы, то результаты вообще превзойдут все ожидания во много раз.
«Проекции»
Читая, постоянно возводите мостики, ведущие из мира книги в реальную жизнь.
Многочисленные параллели и аналогии между сюжетом и профессиональной деятельностью послужат прекрасным средством преодоления проблем или решения сложных рабочих задач. Стоит отметить, чем далее читаемая книга от сферы вашей деятельности, тем неожиданнее и увлекательнее будет исход тренинга.
«Послесловие»
При чтении художественной литературы не ограничивайтесь банальным «The end», дойдя до конца, сочините продолжение истории.
Как и первое упражнение в нашем комплексе «Послесловие» развивает фантазию и способность событийного моделирования.
«Коммерсант»
Прочитав книгу, не спешите откладывать ее на дальнюю полку шкафа. Проанализируйте информацию с точки зрения заядлого бизнесмена: какие новые возможности для бизнеса могут быть почерпнуты отсюда, какие идеи можно применить или адаптировать к собственной сфере деятельности? Вариаций множество...
Положительные стороны данной методики просматриваются просто замечательно: повышение рационализма, творческого потенциала, к тому же в ходе таких тренировок можно разработать просто превосходную бизнес-стратегию.
И в завершение, дорогие читатели, хотелось бы напомнить слова Джона Рокфеллера: «Ваше благополучие зависит от ваших собственных решений», — дерзайте, стремитесь ввысь, парите в небесах, летите к облакам творчества, ветрам креатива и звездам успеха. |