БрендОвая идея
Казалось бы, вполне оправданно, что отечественные работодатели ставят знак равенства между бренд-менеджером и маркетологом. Ведь служебные обязанности и тех, и других во многом схожи — из сферы продвижения товаров и услуг. Но, возможно ли стать профи по созданию и раскрутке брендов, ограничившись лишь образованием маркетолога? (ведь профильный диплом не выдадут ни в одном украинском вузе). Возможно! Но, освоение этой науки потребует изрядного старания. И не только за университетской партой…
Зародившись еще в 30-х годах прошлого века с легкой подачи компании «Procter&Gamble», сегодня позиция бренд-менеджера стала одним из важнейших звеньев в схеме сбыта товаров и услуг. Вот, правда, незаменимость этих специалистов пока осознали только зарубежные и прозападные работодатели, тратящие на создание и раскрутку брендов целые состояния. В Украине масштаб «распространения» профессии несколько скромнее и ограничивается, главным образом, крупными компаниями. С одной стороны, иметь в штате такого сотрудника для многих — «непозволительная роскошь», ведь его обязанности можно запросто «переложить» на маркетолога, рекламщика и даже на менеджера по продаже! С другой, найти профессионального бренд-менеджера не так-то просто, ведь этой специальности нет в учебных планах ни одного высшего учебного заведения! Подобное положение вещей, когда ответственным направлением пытаются заниматься, будем говорить, непрофессионалы, обращается не в пользу бизнеса или производства. История помнит немало примеров, когда, казалось бы, неплохая продукция терпела полный провал на рынке, так и не найдя признания потенциальных покупателей… Как же тогда стать знатоком брендинга? Если позволяют финансы, можно поступить в один из западных университетов. Но получение профильного образования за границей — не единственный путь решения этой насущной проблемы…
Маркетинговый ход Бренд-менеджер — специалист высокого класса, поэтому просто обязан иметь высшее образование. По поводу профиля практически все руководители компаний и HR-менеджеры единодушно склоняются к дипломам по направлению «маркетинг». Нужно заметить, что такая специальность появилась в вузовских программах сравнительно не давно, но уже успела завоевать популярность и у абитуриентов, и у работодателей. К тому же представлена во многих учебных заведениях как государственных, так и частных. Интересно, что сегодня подготовкой маркетологов занимается даже Национальный технический университет Украины «Киевский политехнический институт». Разобраться в многочисленных учебных предложениях довольно сложно, тем более что они различаются не только стоимостью за обучение. Специализация зависит от специфики вуза и может быть: управленческой, технической, экономической, рекламной, производственной… Универсальные знания по маркетингу дает Киевский национальный экономический университет, где студентов учат анализировать и прогнозировать рыночные ситуации, разрабатывать рекомендации по выпуску товаров и формированию ассортимента, реализовывать маркетинговые программы и ценовую политику предприятий. Список изучаемых предметов довольно обширный и включает общественно-политические, общеэкономические, правовые и технические дисциплины (экономика труда, управление трудовыми ресурсами, социальная политика, менеджмент продуктивности, планирование и анализ деятельности организаций). Кроме этого, немало профильных: стратегический и промышленный маркетинг, ценовая, маркетинговая, инновационная и товарная политика, маркетинговый менеджмент. Искусству продвигать на рынке услуги в сфере туризма обучают в Киевском университете туризма, экономики и права на специальности «маркетинг туризма и гостиничного хозяйства». А вот изучить экономику и маркетинг средств массовой информации, а также маркетинг недвижимости можно в Международном Соломоновом университете. К сожалению, несмотря на все многообразие предлагаемых учебных программ, ни в одном из вузов бренд-менеджмент не преподается как отдельная дисциплина. Но знания, полученные в университете, без сомнения, сослужат специалисту хорошую службу. Ведь если в представительствах и филиалах западных компаний бренд-менеджер традиционно занимается лишь налаживанием надежных каналов с потребителями, украинские работодатели возлагают на такого сотрудника всю работу по анализу рынка и товаров конкурентов, а также разработку и продвижение новой продукции. Поэтому без понимания маркетинговых механизмов, как ни крути, обойтись практически не возможно. К тому же необходимо обладать хорошими аналитическими способностями, управленческими навыками, широким кругозором, высоким уровнем грамотности и культуры, а все это — плоды качественного высшего образования. Однако, в отличие от маркетолога как специалиста более широкого профиля, бренд-менеджер должен разбираться в продаваемых товарах не только с экономической, но и производственной точки зрения. Чтобы не просто придумать бренд, а донести потребителю информацию о его преимуществах, необходимо знать тонкости «рождения» продукции на фабрике или заводе. Скажите, имели бы успех на рынке растительная косметика, масло без холестерина или натуральное виноградное вино, если бы покупатели не знали особенностей их состава и, следовательно, не догадывались о высоком качестве? Согласитесь, далеко не каждый, прежде чем сделать покупку, читает написанные мелким шрифтом аннотации на товарах… Поэтому бренд-менеджеры, в арсенале которых, кроме маркетингового, еще и технологическое образование (что, откровенно говоря, большая редкость), у работодателей просто на вес золота!
|
Мнение… Старший бренд-менеджер Елена Гринева: — Как стать высококлассным специалистом по брендам? Этим вопросом, наверное, задавался каждый практикующий бренд-менеджер. И каждый, без сомнения, нашел наиболее оптимальный путь профессионального становления и роста. Кто-то пришел из маркетинга, кто-то — из сферы рекламы или «пиара»… Однозначного решения этой задачи, наверное, нет и, скорее всего, в ближайшее время не будет. К сожалению, об открытии хотя бы в одном отечественном вузе специальности «бренд-менеджмент» пока приходится только мечтать… Реальность постоянно вносит в сложившуюся ситуацию коррективы. Рынок изменился, «ушел» вперед?! Будь добр, соответствуй! Возможностей для этого сегодня масса, главное, чтобы они оказались вам по карману. Не открою большого секрета, сказав, что обучение на тренингах, семинарах и мастер-классах далеко не из дешевых. Иногда за день занятий приходится выложить до пяти сотен евро! Хорошо, если работодатель видит результат вашей работы и готов инвестировать средства в повышение уровня мастерства. Но что делать, когда обучение персонала не соответствует принципам компании? Что ж, положение вещей не из завидных. Изменить его, конечно, довольно сложно, но почему бы ни попробовать? Займите позицию дипломата. Научитесь показывать важность и насущную незаменимость своей работы. Докажите, что бренд-менеджер — не бесполезное приложение к отделу продажи, а абсолютно особая должность, от которой зависит очень и очень многое!
Тренировки для сноровки Но получение вузовского диплома (и даже двух!) еще не гарантия того, что компании-производители с радостью зачислят вас в штат. Работодатели предпочитают не нарушать негласно действующее на отечественном рынке труда правило: приоритет отдают специалистам не только с высшим образованием, но и опытом работы, причем на аналогичной должности и не менее двух лет! Чтобы по окончании университета не оказаться не у дел, о построении карьеры стоит подумать во время обучения. Конечно, на позицию маркетолога или бренд-менеджера, пусть даже и младшего, рассчитывать не стоит, а вот подработать менеджером по продаже вполне реально. Полученные таким образом навыки сослужат вам хорошую службу, так как в дальнейшем помогут адекватно оценивать рынок товаров, планировать объем продажи и ставить реальные задачи перед сейлз-менеджерами. Кстати, во французской косметической компании «L'Oreal» все работники маркетингового отдела проходят обязательную полугодичную стажировку в роли «продажников». Получая таким образом довольно ценный опыт, они учатся говорить на одном языке с менеджерами по продаже. Впрочем, обучение «в поле» — не единственный способ пополнить свой актив полезными умениями и навыками. На современном рынке образовательных услуг работают учебные курсы, бизнес-школы, тренинговые и консалтинговые компании, предлагающие краткосрочное обучение брендингу. Это могут быть как тренинги, мастер-классы, так и семинары, выставки, конференции и даже дистанционные проекты. Компания «Brand Training» — одна из немногих в Украине (и даже СНГ), специализирующаяся сугубо на обучении специалистов по брендингу. Среди ее коммерческих предложений можно найти несколько интересных профильных программ, акцентирующих внимание на различных аспектах создания и продвижения брендов. • Анатомия бренда (технология разработки и развития брендов) Содержание тренинга — не только актуальные теоретические знания (например, о типах брендов, принципах их построения и «жизни»), но и практические навыки. Слушатели получают прекрасную возможность самостоятельно проработать весь процесс создания бренда на основе реальных проектов компании «BrandAid». • Маркетинговые исследования в брендинге Программа включает теорию и практику маркетинговых исследований в контексте создания нового товара. Участники тренинга учатся анализировать рынок и определять нишу для планируемой новинки, а также тестировать продукт и прогнозировать развитие бренда. • Маркетинговое ценообразование Разработка эффективной ценовой политики — один из важнейших факторов формирования успешности бренда. Чтобы постичь эту науку, слушатели рассматривают различные методы ценообразования и финансового анализа, а также рассчитывают показатели изменения объема продажи при повышении или понижении цен. • Дифференциация. Поиск конкурентных преимуществ Чтобы товар или услуга пользовались неизменной популярностью у потребителей, они должны выгодно отличаться на фоне аналогичных предложений. Отыскать «изюминку», акцентировать на ней внимание, выделить из общей массы не так-то просто без умения оперировать специальными инструментами. Обучить этому — основная задача семинара.
Стать участником тренинга, семинара или мастер-класса по брендингу предоставляют возможность и другие тренинговые центры, скажем, консалтинговая компания «КИМО» (практический брендинг), Management Training International Ukraine (формирование и развитие бренда), а также Украинская ассоциация маркетинга (бренд&брендинг: возможности и опасности). Краткосрочные практикумы предлагают и бизнес-школы. К примеру, в Международном институте бизнеса можно прослушать программу «Создание и управление брендами. Работа над ошибками», а в Киево-Могилянской бизнес-школе — изучить стратегии маркетинга и брендинга, а также научиться управлять инновациями и коммуникационными стратегиями в маркетинге.
Конечно же, профессиональное становление и развитие специалиста по брендингу не ограничивается перечисленными возможностями. Постоянно совершенствовать мастерство, заполнять пробелы в знаниях бренд-менеджеру помогут и другие тематические тренинги. Например, по развитию креативности и коммуникативных навыков, управленческих способностей, умений рекламиста и пиарщика. Лишь благодаря эффективному сочетанию всех «образовательных» элементов можно не только стать успешным специалистом, но и идти в ногу со временем, постоянно «подтягивая» уровень подготовки до последних тенденций отечественного (и даже мирового!) рынка.
Изучаем брендинг |
Обучающая компания |
Содержание обучения |
Координаты |
Компания «Brand Training»
|
анатомия бренда (технология разработки и развития брендов), маркетинговые исследования в брендинге, ценообразование, создание собственной монополии посредством стратегического дифференцирования и инновационного брендинга |
Кудрявский спуск, 7, оф. 110
тел. 425-7066, 492-8873
|
Международный институт бизнеса (МИБ)
|
семинар-практикум «Создание и управление брендами. Работа над ошибками» (методики создания успешных брендов, разработка стратегии развития брендов, эффективное управление системой брендов) |
ул. Дегтяревская, 51
тел. 456-3700 |
Киево-Могилянская бизнес-школа (kmbs) |
управление маркетингом (стратегии маркетинга и брендинга, управление инновациями, коммуникационные стратегии в маркетинге и т. п.) |
ул. Волошская, 8/5
тел. 490-6635, 425-7779 | |