Кто куда
Разнообразие предложений на современном рынке образовательных услуг может озадачить любого абитуриента. Если раньше перед выпускниками школы открывалось лишь два пути — ПТУ или институт, то сегодня задача выбора усложнилась. Вчерашние институты превратились в академии и университеты, училища — в колледжи и лицеи, не говоря уже о многочисленных учебных центрах. Как же будущим студентам не споткнуться в самом начале профессионального пути? Ответы — дальше…
Вездесущая статистика утверждает: на каждые десять тысяч наших соотечественников приходится более пятисот студентов! Интересно, что этот показатель втрое превышает данные начала 90-х годов! Популярность высшего образования растет, а вместе с ней — и неуверенность учащихся в своем будущем. Появляются все новые и новые вузы, но как узнать, можно ли им доверять, а главное, — какие дипломы котируются у работодателей?
Кстати, у молодежи США и Западной Европы такой проблемы нет. Ежегодно будущие абитуриенты тщательно изучают рейтинги высших учебных заведений, используя их как руководство к действию. Рекрутеры также обязательно просматривают опубликованные списки, чтобы при приеме на работу отдавать предпочтение выпускникам самых престижных вузов.
К сожалению, в нашей стране составлением официального «топ-листа» институтов и университетов, видимо, заняться некому. Правда, в прошлом году в Министерстве образования, наконец, предприняли попытку создать подобный рейтинг. Но ректоры многих вузов оценили его как неликвидный и не отвечающий реальной ситуации на рынке образовательных услуг. Чиновники пообещали учесть замечания и в дальнейшем исправиться. Пока же новый список, будем надеяться, на подходе, выпускникам школ остается уповать лишь на интуицию и неподтвержденные данные. Впрочем, чтобы не тратить времени зря, можно хотя бы примерно выяснить, какие перспективы скрываются за вывесками вузов и чем же, все-таки, академии отличаются от институтов.
Пойди туда, не знаю, куда…
Непосвященным Закон Украины «О высшем образовании» может показаться скучнейшим талмудом, напичканным непонятной и бесполезной информацией. Но познакомиться с ним не помешало бы каждому будущему абитуриенту. Хотя бы затем, чтобы четко уяснить для себя разницу между типами высших учебных заведений и уровнями аккредитации. Итак…
Аккредитация
Буква закона. Процедура присвоения вузу прав на учебную деятельность, соответствующую принятым стандартам высшего образования, а также государственным требованиям кадрового, научно-методического и материально-технического обеспечения. Следовательно, уровень аккредитации — это не только официальное разрешение на учебную деятельность и присвоение квалификации, но и соответствие вуза образовательным стандартам высшей школы.
Комментарий. На самом деле все очень просто. Учебному заведению, по уровню «развития», не дотягивающему до института, не разрешат выдавать дипломы специалистов, тем более — магистров. Для этого нужны серьезная материальная база (скажем, оборудованные кабинеты, лаборатории, компьютерные классы), сильный профессорско-преподавательский состав, методические наработки (оригинальные учебные программы, авторские методики и т. п.). Качество знаний студентов обязательно проверяются. Так, если училище претендует на звание колледжа, его студентов обяжут писать внеплановое контрольное тестирование по разным дисциплинам.
Типы вузов
Буква закона. Вуз ІV уровня аккредитации, предоставляющий высшее образование и квалификацию в отрасли науки, производства, образования, культуры и искусства.
Комментарий. Прежде всего, это ведущий научно-методический центр в области своей деятельности. Например, Государственная академия статистики, учета и аудита главенствует в вопросе обучения аудиторов. Именно при ней создан Национальный центр учета и аудита — единственная в стране учебная структура, занимающаяся подготовкой специалистов и предоставляющая возможность для сертификации деятельности аудиторов.
Буква закона. Многопрофильный вуз ІV уровня аккредитации, где можно получить высшее образование и квалификацию широкого спектра естественных, гуманитарных, технических, экономических и других видов науки, техники, культуры и искусств.
Комментарий. Есть как классические, многоотраслевые, так и профильные университеты (экономические, педагогические, медицинские, художественные). В такой вуз идут не только за глубокими теоретическими и практическими знаниями, но и приобщиться к актуальным научным исследованиям. Если планируете окончить магистратуру, приготовьтесь к защите серьезного дипломного проекта. Учтите, вас не спасут ни материалы, скачанные из Интернета, ни конспекты учебников и пособий. Содержание дипломной работы должно подтверждаться солидными наработками из вашей профессиональной деятельности, а в списке использованной литературы, как минимум, упомянуты монографии ученых. Так что, запаситесь терпением, и… не забудьте оформить абонемент в Национальную парламентскую библиотеку.
Буква закона. Вуз ІІІ-ІV уровня аккредитации или структурное подразделение университета/академии, дающий высшее образование и квалификацию в отрасли науки, производства и образования.
Комментарий. Зачастую в составе крупных университетов функционирует несколько институтов. Например, в Национальном авиационном университете можно найти институты экологии и дизайна, экономики и менеджмента, электроники и систем управления, компьютерных технологий. Но такой вуз может быть и самостоятельной учебной единицей, специализирующейся на конкретном направлении подготовки кадров (скажем, как Киевский институт восточной лингвистики и права).
Буква закона. Вуз ІІ степени аккредитации или структурное подразделение учебного заведения ІІІ-ІV уровня, где представлены родственные (одно или несколько) направления подготовки.
Комментарий. Многие колледжи функционируют в составе институтов, университетов и представляют собой не что иное, как начальное звено в качественной подготовке специалистов. Широко распространена практика, когда успешных выпускников охотно принимают на вузовские факультеты. Причем, без сдачи вступительных экзаменов, на сокращенный срок обучения — сразу на третий курс!
Буква закона. Вуз І степени аккредитации или структурное подразделение высшего учебного заведения ІІІ-ІV уровня, обучающий по нескольким родственным специальностям.
Комментарий. Училище может стать отличной стартовой ступенькой для дальнейшего профессионального роста. Преподаватели «высших» вузов уверены, что лучшие студенты университетов и академий — не бывшие выпускники школ, а ребята, окончившие техникумы и училища. У них уже есть не только теоретические знания, но и отработанные навыки работы. Ведь, кроме общеобразовательных дисциплин, изучаемых на первом курсе, в программах этих учебных заведений предусмотрено множество профильных предметов и несколько видов практики, в том числе и производственная. По словам заместителя директора по учебно-методической работе Киевского высшего профессионального училища технологий и дизайна изделий из кожи Ларисы Степановой, чтобы стать опытным инженером-технологом производства, нужно начинать с азов, которые преподают именно в училище. Поэтому не слушайте доброжелателей, уверяющих, что не стоит тратить пару лишних лет на такое обучение. Поверьте, приложенные усилия вернутся к вам сторицей.
Поступаем правильно
Как видите, выбирать вуз нужно осознанно, ориентируясь на перспективы, которые может предоставить диплом. Если хотите получить серьезную теоретическую подготовку широкого профиля, приобщиться к актуальным научным исследованиям — поступайте в университет. За более узкой специализацией в той или иной области знаний лучше отправиться в академию. Например, юридическую подготовку в правозащитной сфере дает Академия адвокатуры Украины.
Впрочем, не стоит сбрасывать со счетов и профессионально-техническое образование. Практика последних лет показала: на современном рынке труда очень не хватает рабочих кадров. Директор Высшего профессионального училища №25 Юрий Леонтьевич Морзе приводит интересные цифры: в нашей стране на одного выпускника профтехучилища приходится четыре инженера-выпускника вуза (в более точном численном соотношении — 1 : 4,5)! Вот такой вот парадокс!
Кстати, сегодня в ПТУ можно получить не только квалификацию, но и… диплом младшего специалиста. Уже не редкость высшие профтехучилища — учебные заведения ІІІ уровня аккредитации. Правда, возможность продолжить обучение на старших курсах предоставляется только лучшим учащимся.
Так что, не менее важно правильно подойти и к вопросу выбора сферы будущей деятельности. По словам ведущего специалиста отдела социально-психологических исследований Центра психологии и бизнес-технологий «Сигма» Юлии Барды, в возрастной психологии профессиональное самоопределение обычно подразделяют на несколько этапов:
- детская игра, в ходе которой малыш принимает на себя разные профессиональные роли и «проигрывает» отдельные элементы связанного с ними поведения;
- подростковая фантазия, когда ребенок видит себя в мечтах представителем той или иной привлекательной для него профессии;
- предварительный выбор профессии, охватывающий весь подростковый и большую часть юношеского возраста, когда разные виды деятельности сортируются и оцениваются сначала с точки зрения интересов подростка, затем — с точки зрения его способностей и системы ценностей;
- собственно выбор профессии, включающий определение уровня квалификации будущего труда, объема и длительности необходимой подготовки, а также выбор конкретной специальности.
Итак, может, стоит прислушаться к компетентному мнению специалиста и прежде, чем поступить в рейтинговый дорогой вуз под вывеской «Академия», проанализировать детские стремления? Подумайте, сможете ли вы стать успешным финансистом, если сухие цифры и расчеты наводят на вас скуку? Ведь даже авторитетный диплом не станет залогом стремительной карьеры, если полученные знания — не в радость.
Уровень аккредитации вуза |
Образовательно-квалификационный уровень выпускников |
Уровень получаемого образования |
І |
младший специалист |
неполное высшее |
ІІ |
младший специалист, бакалавр |
базовое высшее |
ІІІ |
бакалавр, специалист, магистр (лишь по отдельным специальностям) |
полное высшее |
ІV |
бакалавр, специалист, магистр |
полное высшее | |