Улетная работа
Признайтесь, вы боитесь летать на самолетах? А заоблачную высь приравниваете к экстремальной ситуации или даже подвигу? При взлете и посадке у вас замирает сердце и, находясь на борту «стальной птицы», вы с нетерпением ожидаете минуты, когда шасси коснутся земли и осеняете себя каждый раз крестным знамением? Ничего удивительного, это действительно большой стресс. Но есть и те, кто не боится подобных вещей, ибо ежедневные авиаперелеты — их работа, а готовность к внештатным ситуациям — норма. Образ стюардессы во все времена не терял загадочности и романтизма. Она стала героиней многих нашумевших фильмов. О ней рассказывают легенды и анекдоты, посвящают песни, лучшие образы «девушек высокого полета» не сходят с рекламных проспектов и роликов, а в социологических опросах по своей привлекательности профессия стюардессы опередила даже актрис и моделей. И если сигареты с маркой «Стюардесса» отыщешь с трудом, сама профессия по-прежнему очень востребована: конкурсы при приеме на работу в солидных авиакомпаниях составляют более 30 человек на место.
ПРИСТЕГНИТЕ РЕМНИ!
Мы больше привыкли употреблять звучные слова «стюардесса» («стюард»), позаимствовав их у англичан. Однако официально эта профессия называется «бортпроводник». Такая же путаница происходит и с восприятием обязанностей: многие пассажиры считают бортпроводников чем-то средним между официантами и горничными или даже «девушками по вызову» (в смысле являющимися на зов), главное предназначение которых подавать напитки и выполнять капризы. Профессия действительно двойственна: с одной стороны, они работники сервиса, а с другой — представители экипажа самолета, главная функция которых — обеспечить безопасность пассажиров в полете. Поэтому они еще и медики, и спасатели, и психологи. Немногие из нас обладают такими знаниями, которыми в совершенстве владеют бортпроводницы. Стюардесса знает, как действовать в случае угона самолета, как выжить в пустыне, в Арктике, при посадке на воду. Она всегда готова и к другим навыкам, из разряда «бондовских»: сумеет провести эвакуацию и даже принять роды. Кроме того, стюардесса может сервировать стол на уровне требований бизнес-класса. Вкратце ее обязанности таковы: за час-полтора до рейса готовит все необходимое для полета. В больших авиалайнерах бортпроводники работают бригадами, распределяя обязанности между собой. В маленьких все ложится на плечи 2-х стюардесс. Обслуживание в «горизонтальном полете» предполагает прохладительные напитки и горячее питание — так называемые «ланч-боксы». Кроме того стюардесса отвечает на вызовы пассажиров, дает общую информацию: о температуре за бортом, высоте и скорости полета и т.д. При возникновении критических ситуаций именно бортпроводница поддерживает связь между экипажем самолета и пассажирами, рассказывает о правилах поведения на всех участках полета. За один рейс считается полет до места назначения и обратно, например, «Киев-Симферополь» — «Симферополь-Киев», после которого она имеет право на 12-часовой отдых (что не всегда получается). Профессия стюардессы — не только женская вотчина. В ней есть место и для мужчин, но они выполняют несколько другие задачи: в большей степени отвечают за багаж. А вот перспективы карьерного роста у стюардесс невелики, ротации кадров в большинстве украинских авиакомпаний в последние годы практически нет. «На самолетах, перевозящих более 40 пассажиров, работают не менее трех бортпроводников и есть должность бригадира, — комментирует Светлана Мельникова, начальник службы авиакомпании ЗАО «Fly». — За каждой бригадой закреплен инструктор и старший инструктор. Высшее звено — начальник службы. Прошедшим стажировку присваивают третий класс. Налетали 2000 часов — сдаете экзамены и получаете второй класс. От 6000 — первый класс. Бортпроводник первого класса может стать бригадиром, а со временем «дорасти» до инструктора (в его компетенции — подготовка бортпроводников и повышение их квалификации), до инспектора или начальника (они тоже летают, совершают различные проверки), но эти вакансии открываются редко. Однако совсем немногие оставляют работу, чтобы сделать карьеру в другой сфере». Уже через 10 лет полетов стюардесса зарабатывает себе пенсию. Правда, получать ее начнет только по достижении 45 лет, но никто не может запретит ей продолжать работать. Размер зарплаты бортпроводников представители авиакомпаний назвать отказываются, ссылаясь на то, что в разных компаниях он отличается, но уверяют, что «зарплата достойная».
НУ А ДЕВУШКИ?
Первых стюардесс в 60-е годы набирали только из медсестер. Сейчас медицинское образование не обязательно. Определяющим фактором является привлекательная внешность (см. диаграмму). Как правило, результаты опроса на тему: «профессия самых красивых», в безусловных лидерах оказывались стюардессы, опережая моделей и спортсменок. В авиации даже существует документ, регламентирующий внешний вид стюардесс. Отбор не пройдут девушки с золотыми коронками, неправильным прикусом, с заметными пигментными пятнами на лице и плохой кожей. Рост для девушек 165-170 сантиметров, для юношей — 170-180 см. Это требование продиктовано насущной необходимостью: стюардессу должно быть видно из-за спинок сидений, к тому же низкорослые не смогут дотянуться до багажной полки.
Не пройдут отбор и слишком худые и довольно полные. Это тоже не каприз работодателей: стюардесса должна справиться с весом попавшего в беду, скажем, стокилограммового пассажира, открытием люка или выбрасыванием аварийного трапа.
«Будьте готовы к тому, что помимо природных «характеристик», желательных при приеме стюардесс на работу, есть еще и другие требования к внешнему виду, — рассказывает Илона Сутяжная, бортпроводница авиакомпании «Восточные авиалинии». — Например, без наручных часов не допустят на борт самолета, поскольку при аварийной ситуации требуется рассчитывать время с точностью до секунд. Плотные колготки полагается надевать в любую погоду, потому что они снижают нагрузку на ноги. Волосы не должны касаться воротничка блузки, макияж обязателен, но не яркий. Ухоженные руки с маникюром, нейтральный лак на ногтях. И туфли только на невысоком каблуке. Ну и, конечно, безупречное состояние «визитной карточки» авиакомпании — униформы». Ко всему этому обязательно владеть хотя бы одним иностранным языком. Ранее перед каждым полетом проходили предполетный медосмотр (измеряли пульс, давление и т.д.), если самочувствие неважное, от полета отстраняли. Сегодня это правило соблюдается не во всех авиакомпаниях. Но требования к здоровью отнюдь не на последнем месте, ибо летная работа больных не признает. Претенденты проходят серьезную медкомиссию, а их профессиональную пригодность оценивают от стоматолога до невропатолога. Это не случайно, те же перепады температуры (к примеру, в Киеве минус 20 градусов, а где-нибудь в Египте плюс 35) не каждый сможет перенести нормально.
Стандарт профессии предусматривает возрастной ценз: принимают на работу до 25 лет. Фактически максимальный возраст отменен, в некоторых компаниях лишь указываются параметры состояния здоровья, по которым могут допустить или не допустить к работе. А самой великовозрастной американской стюардессе Эвелин Грегори «всего» 75, и она продолжает летать наравне со своими более молодыми коллегами, ведь опыт — тоже важный фактор.
Прошедших конкурсный отбор по всем параметрам, авиакомпании направляют на учебу в Учебно-тренировочный центр, готовящий технико-летный состав.
СПРАВКА
На заре гражданской авиации пассажиры были предоставлены сами себе: постоянно отвлекая пилотов. Обеспечить сервис в салоне и покой летного состава в мае 1930 года вызвалась первая в мире стюардесса — американка Элен-Черч Маршалл. В круг ее обязанностей входило заводить часы в кабине пилотов, уничтожать мух в салоне, следить, чтобы пассажиры не выбрасывали окурки в иллюминатор, а если понадобится, даже почистить им обувь. В 1933 г. первой стюардессой в СССР стала Эльза Эдуардовна Городецкая (рейс Москва-Ашхабад). На ее хрупких плечах лежала закупка продуктов в ресторане, которые вместе с посудой она складировала в большой чемодан (весом килограммов 40), и сама несла на борт самолета. А уже с 1937 года должность стюардессы стала обязательной для всех экипажей Аэрофлота.
НЕЛЕТНАЯ ПОГОДА
Работа на высоте 9 -10 тысяч метров при скорости 850 - 900 км/час редко проходит бесследно. В небе человека «поджидают» испытания, к которым организм не приучен — турбулентность, нехватка кислорода (как в офисе форточку не откроешь, салон не проветришь), вибрации, шумы, нагрузки на опорно-двигательный аппарат, резкая смена давления, часовые пояса... Из профзаболеваний самыми безобидными считаются снижение остроты слуха и появление преждевременных морщин (от перманентной улыбки). Работу бортпроводниц сопровождают стрессы: достаточно вспомнить о постоянной готовности к внештатным ситуациям. Результат — нервные расстройства и гипертонические болезни.
И все же для тех, кто влюблен в свое дело, трудности не страшны. «Ни с чем нельзя сравнить удовольствие наблюдать облака сверху, — комментирует Марина Исмаилова, стажер авиакомпании «АРП 410». — Мало что сравнится с красотой пейзажей, открывающихся с высоты птичьего полета, когда, глядя в иллюминатор, лично убеждаешься в том, что земля круглая. И никакая другая профессия не может предоставить такой уникальной возможности позавтракать в Киеве, а поужинать за границей или хотя бы изучить свою страну. Большим плюсом я считаю необходимость хорошо выглядеть не только ради себя, а для работы». У девушек в их профессии есть возможность общения с интересными людьми: бизнесмены, политики, спортсмены нигде не встречаются в таком количестве, да еще пристегнутыми к креслу. Случается, стюардессы удачно выходят замуж и даже становятся первыми леди государств. Взять, к примеру, бывшую стюардессу калининградского подразделения «Аэрофлота» Людмилу Шкребневу, составившую партию будущему президенту России Владимиру Путину. Бывший премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху уже много лет женат на стюардессе. Бортпроводницы становятся женами не только политиков, но и актеров, например, Роберт Де Ниро в 1997 году попал в сети милой стюардессы Грейс Хайтауэр. Коммерсант Роман Абрамович познакомился со своей нынешней женой Ириной в самолете «Аэрофлота». Хотя монарх Монако князь Альбер не оформил брак со стюардессой Николь Кост, пожизненные алименты в размере 10 тыс. евро ежемесячно для нее стали неплохим воспоминанием о встрече в небе. Но все же самым главным плюсом в своей профессии «небесный» персонал считает уверенность в том, что они всегда увидят солнце, независимо от того, какая погода на земле.
Д И А Г Р А М М А
|