Почетное собрание
Со времен первых книгохранилищ, сберегавших тысячи глиняных дощечек и свитков папируса с древними письменами, библиотеки были и остаются светочами грамотности, образованности и культуры. Не мудрено, что посвятить себя работе в сокровищницах знаний способны лишь настоящие ценители печатного слова — высокообразованные, эрудированные, обладающие широким кругозором. Впрочем, и этих качеств недостаточно... Интересно, что практически во всем мире для представителей библиотечной профессии ставятся довольно жесткие рамки. Два высших образования, владение несколькими иностранными языками, компьютерная грамотность — вот неполный список обязательных запросов заграничных госстандартов. Чего не скажешь об отечественных требованиях, впрочем, как и о сложившемся стереотипе библиотекаря: этакая неказистая «серенькая мышка», вечно ищущая что-то в книжных архивах. Радует, что время вносит коррективы в сложившийся образ.
Кто владеет информацией…
Несколько лет назад Национальная парламентская библиотека по заказу Министерства культуры и искусств занялась изучением профессии библиотекаря. Для этого ее сотрудники провели ряд социологических опросов и сделали сравнительный анализ образованности кадров. Выяснилось, что уровень образования библиотечных работников постепенно повышается: в частности, на 2,2% возросло число специалистов с «высшими» дипломами. Показательно, что отвечая на вопрос о дополнительных знаниях, большинство респондентов отметили необходимость психологической подготовки. И замечание это вполне справедливо, ведь современный работник «книжного дома» должен быть и книговедом, и психологом, и педагогом, и менеджером, и даже программистом!
— У многих сформировалось представление о библиотекаре как о неприметной женщине, изо дня в день листающей пыльные фолианты. Замечу, образ современного работника библиотеки совершенно отличается от устоявшегося стереотипа, — комментирует директор Института культуры Киевского национального университета культуры и искусств, заведующая кафедрой библиотековедения и информационных ресурсов, доктор педагогических наук, профессор Людмила Григорьевна Петрова. — Во-первых, сегодня невозможно представить библиотеку без компьютерной техники и новых информационных технологий. Во-вторых, престиж профессии во всем мире очень высок, а это выдвигает довольно серьезные требования к персоналу: два высших образования, знание двух и более иностранных языков. Конечно, мы еще «не доросли» до такого уровня, но все еще впереди. Ведь в период развития информационного общества библиотекари становятся незаменимыми информработниками, способными свободно ориентироваться в бурном и ежегодно вдвое возрастающем потоке информации! Новое время выдвигает свои приоритеты. Наши студенты четко уяснили положение Закона Украины «Об информации»: информация — это товар, который можно много раз продать и получить немалую прибыль. Радует, что в последнее время значительно улучшилась ситуация с образованием по специальности. Модернизируются и обновляются учебные планы, растут вузовские наборы. Ведь работодатели — директора крупных столичных и региональных библиотек — все чаще обращаются с заявками на грамотных специалистов. Кстати, и зарплату повысили, так что появился отличный стимул учиться и работать! Правда, трудиться в библиотеках молодежь не спешит: наверное, само название профессии воспринимается как нечто архаичное. А вот назови библиотеку информационным центром или службой — сразу находится масса желающих. В этом году институт планирует набрать 50 студентов на специальность «Книговедение, библиотековедение» — и это не считая заочников. И, заметьте, пока на количество потенциальных абитуриентов мы не жалуемся.
Интернетизация
Современному библиотекарю сложно стать профессионалом без высшего образования по специальности. В принципе, эта должность может подойти и психологам, и педагогам, и лингвистам, решившим связать свою жизнь с книгой. Но помните, что в совершенстве освоить все нюансы библиотечного дела и функционирования книгохранилища, как информационного центра, возможно только на профильном факультете.
— Будущему работнику библиотеки придется изучить довольно внушительный список предметов, — рассказывает Людмила Григорьевна. — Естественно, приоритетными выступают фундаментальные дисциплины (книго-, библиотеко-, библиографо-, документо- и фондоведение), рассматривающие историю возникновения книги, библиотечные фонды (документальные и электронные), принципы формирования, отслеживания информационных потоков, компьютерной обработки документов для последующих систематизации и хранения. Кроме этого — достаточно большой курс зарубежной и украинской литератур, истории развития современного литературного процесса.
Помня о том, что современный библиотекарь, в первую очередь, информационный работник, свободно владеющий компьютерной техникой, даем понятие об Интернет-технологиях и ресурсах, компьютерных сетях и коммуникациях, гипертекстовых и мультимедийных системах, Web-структурах и информационной архитектуре. Учим управлять базами данных, организовывать электронные ресурсы и лингвистическое обеспечение автоматизированных информационных систем.
Важно учитывать, что сегодня библиотеки, как и все общество, переходят на рыночные отношения, что позволяет широко внедрять дополнительные платные услуги, качество которых, прежде всего, зависит от уровня подготовки кадров. Многие пользователи готовы платить за необходимую информацию немалые деньги, которые вполне можно использовать для пополнения фондов — и не только на традиционных, бумажных, а и электронных носителях. Кстати, сегодня многие крупные библиотеки, в том числе и Национальная библиотека Украины имени В. И. Вернадского, оформляют подписку на электронные издания. К тому же, необходимо владеть иностранным языком, ведь не вся литература издается на украинском и русском, не говоря уже о Всемирной паутине!
Менеджмент культуры
В обучении библиотечному делу, кроме теории, начитывающейся в институтских аудиториях, не обойтись без практических занятий в компьютерных и мультимедийных классах. Есть и базы практики — крупнейшие библиотеки столицы, где молодые специалисты изучают тонкости работы в разных структурных подразделениях. В будущем учебном году в Институте культуры планируют модернизацию учебного процесса: например, проводить для студентов мастер-классы видных библиотековедов. А еще — открыть лабораторию, в которой бы апробировались новые формы обучения и концентрировался лучший преподавательский опыт. Но и это далеко не все.
— Считаю, что в подготовке высококвалифицированных специалистов большую роль играют методы проблемного обучения, — уверена Людмила Григорьевна. — Студенты привыкли ко всему готовому: «начитке» лекций и механическому конспектированию. А такой подход напрочь нивелирует творческую инициативу! Поэтому будем уделять внимание развитию именно проблемного обучения, что даст возможность раскрыться каждому студенту, выявить скрытые способности, и, таким образом, после четырех лет обучения на бакалаврате определиться с дальнейшими желаниями и возможностями. Кстати, кому кем быть в библиотеке — отдельная тема для разговора. Среди студентов академической группы был проведен специальный тренинг на выявление потенциальных руководителей библиотеки. В результате оказалось, что вероятных лидеров среди будущих выпускников мало. Ведь чтобы распоряжаться «домом книг», правильно организовывать работу сотрудников, нужны не только способности, но и специальные знания. Поэтому на магистратуре будущие «книжные управители» изучают бухгалтерский учет, финансы, стратегический менеджмент, информационный бизнес, менеджмент персонала. Желающие трудиться в компьютерном отделе углубляют знания информационных систем и технологий, а склонные к научно-исследовательской работе штудируют библиографическую деятельность в информационной сфере.
Конечно, стать библиотекарем невозможно без любви к книге. К сожалению, большинству современной молодежи чтение заменяют телевидение и Интернет. Но среди студентов Института культуры таких немного. В первую очередь, к нам идут те, кто любить читать, кого привлекает мир книг и библиотек, кто жаждет познавать новое и неизвестное.
Хотелось бы, чтобы наши абитуриенты не сомневались: книговед и библиотекарь — профессии будущего. Новому обществу нужны хорошие специалисты, способные без проблем ориентироваться и находить в бурных информационных потоках только ценное и полезное — как для себя, так и для других.
|