pro-robotu.ua
pro-robotu.ua
Про видання pro-robotu.ua Контакти pro-robotu.ua Розміщення оголошення
в тижневику
pro-robotu.ua Вакансії та
оголошення
pro-robotu.ua Пошук
по сайту
pro-robotu.ua
pro-robotu.ua
pro-robotu.ua
pro-robotu.ua Підписка на
видання
pro-robotu.ua КЗпП України pro-robotu.ua Інтерв'ю та
статті
pro-robotu.ua Резюме

Онлайн журнал


Поради з працевлаштування

Все едут... в Польшу?

 Украинцев в Польше стало в четыре раза больше.

• докладніше

Как ужиться с коллективом, если все идет "не так"

 Всегда оставайтесь собой (в хорошем понимании этого) и будьте честны с окружающими.

• докладніше

Зверніть увагу:

Робота кухарем в Києві

Робота водієм в Києві

Робота вантажником в Києві


Інтерв'ю та статті |

С МИру по строчке


С МИру по строчке

С МИру по строчке
Ответить на вопрос, как стать журналистом, — непросто. Ведь сегодня в сфере СМИ можно встретить людей с абсолютно разным образованием. Кто-то начал писать статьи, будучи грамотным филологом, кто-то «подружился» с микрофоном и камерой, стремясь извлечь из своего «высшего технического» максимум творчества и романтики. Но, как ни крути, познать все тонкости журналистской профессии невозможно без многолететней редакционной работы. Впрочем, этот тернистый путь можно сделать менее извилистым с помощью профильной учебы.

Пять искусств журналистики

Журналистика имеет свои, характерные только для нее, черты, что связано с реалиями повседневной жизни. Политика, экономика, социальная сфера — факторы, которые так или иначе влияют на «четвертую власть», определяя ее становление и дальнейшее развитие. Не стала исключением и отечественная, следовательно, и наука о ней.

— Современное украинское журналистиковедение очень молодое, — рассказывает директор Института журналистики и телеискусства Киевского международного университета Владимир Михайлович Владимиров. — Ведь еще 15 лет назад в нашей стране была совсем другая пресса. А после распада СССР работники СМИ оказались на руинах, не знали, КАК писать и ЧТО преподавать на журфаках. Ленинская теория была идеальна для тоталитарного режима, но в условиях становления нового общества она просто не работала (об этом написано в моей книге «Последние месяцы советской прессы»). И зарождение новой «четвертой власти» легло на плечи старшего поколения: основателя Института журналистики Киевского национального университета имени Тараса Шевченко Анатолия Москаленко, нынешнего директора Владимира Ризуна, а также Валерия Иванова, Владимира Шкляра, Вячеслава Моисеева… Так усилиями профессуры сложилась довольно демократичная теория украинской журналистики. К сожалению, сегодня среди молодой аспирантуры нет гениев, похожих на Добролюбова, который в 27 лет стал классиком и повернул ход русской культуры. Наша молодежь берет пример с американской теории журналистики, исследуя лишь несерьезные маленькие проблемы. Возможно, потому что 60% работников СМИ — непрофессионалы (помню, при моей бытности редактором в штате работал бывший оперный певец!)

Впрочем, отсутствие достойной смены для основателей украинской теории журналистики — не единственная проблема. Среди более чем трех десятков журфаков страны можно по пальцам пересчитать те, преподаватели которых имеют научные степени и школу редакционной работы. Будущих «акул пера» обучают филологи, которые еще вчера читали историю украинской литературы.

— Преподавать историю журналистики, значит, учить тех, кто завтра будет учитывать позитивный опыт и ошибки прошлых лет, — комментирует Владимир Владимиров. — Педагогичность и «филфацтво» — проблемы практически всех кафедр журналистики. Настоящие журфаки найти не так просто. Например, во Львове и Днепропетровске преподают журналюги, прошедшие огонь, воду и медные трубы. Ведь на обучение «акул пера» нужно получить моральное право. Скажем, в Америке не обращают особого внимания на докторские степени, главное — быть профессионалом. Только если ты сам добился успеха в СМИ — можешь идти в аудиторию и учить. Но если ты был успешным учителем и приходишь рассказать, как быть преуспевающим журналистом, — это нонсенс! Филологи могут воспитать лишь филологов, это как закон природы воспроизводства себе подобных. А такие «учителя» даже берутся издавать книги и учебники. Посмотришь, вроде бы все отлично: твердый переплет, глянцевая обложка, а в середине — чепуха! Чтобы учить журналистике, нужно ею дышать, прожить жизнь с диктофоном и ручкой, побывать и в парламенте, и на митингах, и в полях, и на новостройках. Для «акулы пера» уметь хорошо писать — лишь одно из искусств. Первое же искусство — знать, второе — думать, третье — принимать решения, четвертое — писать и пятое — подать и продать информацию.


ПЯТЬ ИСКУССТВ ЖУРНАЛИСТИКИ
(по В. Владимирову)

  • Искусство знать
  • Искусство думать
  • Искусство принимать решения
  • Искусство писать
  • Искусство подать и продать информацию

Экстрим не исключен!

Экстрим не исключен
«Лучший результат обеспечивают: желание ребенка, понимание родителей и личность тренера»
Согласно госстандарту, обучение включает четыре блока дисциплин. Социально-экономические предметы ориентированы на изучение фундаментальных процессов в обществе, гуманитарные обеспечивают изучение языков, отечественной и зарубежной литературы. Ближе к будущей профессии — специальные знания по теории и практике, благодаря которым студенты изучают теоретические основы будущей деятельности, а также получают навыки подготовки информационных, аналитических и художественно-публицистических материалов. Последний блок составляют дисциплины по специализациям, которые выбираются по усмотрению студентов.

— Руководствуясь возможностью введения в учебный план предметов по выбору вуза, в КиМУ был создан Институт экстремальной журналистики, — рассказывает Владимир Владимиров. — У его истоков стоял «настоящий полковник» Григорий Кривошея, возглавлявший СМИ Министерства обороны Украины. Видите ли, работа современного представителя прессы очень экстремальна. Это раньше по приказу сверху замалчивались события, например, афганская война (у меня в сейфе, как у редактора газеты, лежало распоряжение, запрещавшее упоминать о военной операции на территории ДРА). Сейчас же пишут обо всем. Да еще, как оказалось, направление экстрима наиболее востребовано и высокооплачиваемо! Потому нужно учиться, как вести себя в условиях массовых демонстраций, митингов, пикетирований, как получить информацию, попасть к официальным лицам, пройти к месту назначения и, главное, как выйти оттуда живым и невредимым.

В нашем университете «экстриму» обучаются не только парни (недавно у нас получил второе высшее настоящий экстремал-телевизионщик Андрей Цаплиенко), но и девушки. Им нравится ездить по военным частям, учиться стрельбе из огнестрельного оружия. Но посылать их в район боевых действий я как редактор не стал бы ни в коем случае! Мне часто приходилось присутствовать на шахтерских забастовках, с оглядкой выходить из здания Верховной Рады и мне есть, что рассказать студентам. Но сейчас стараемся уменьшить экстремальность подготовки, ведь это реальная угроза жизни! Я общался со многими журналистами, побывавшими в районах боевых действий, которые называют чудом то, что просто остались живы…

Редакционные университеты

Что ни говори, а научиться поднимать животрепещущие темы общества, добираться до самой их сути по учебникам, даже самым лучшим, просто невозможно. Основная подготовка заключается в практике, и не простой аудиторной, а самой настоящей, за стенами вуза.

— Без практики научить журналистике нельзя, — комментирует Владимир Владимиров. — Представьте, если бы в консерватории читали лекции о том, как играть на скрипке. Пока не возьмете инструмент в руки и не начнете играть по пять часов гамму до мажор — музыканта из вас не выйдет. В журналистике так же: садись и «играй»! Поэтому почти все наши студенты, включая первокурсников, уже работают в СМИ (60 из 240!), столько же подрабатывают внештатниками. Ведь редакции — самые настоящие университеты для профессионалов! Кстати, для наших студентов существует норматив: не напечатал четыре материала за семестр — к сессии не допускаешься.

Хорошо, если будущих «акул пера» обучают не только профессора, но и маститые журналисты, которые делятся с ними тонкостями профессии. Так, среди преподавательского состава института немало редакционных сотрудников, успевших сделать имя в СМИ. К примеру, замредактора журнала «Публичные люди» Татьяна Ковтун (каждый день в редакции!), Андрей Муравский (легче сказать, где он не печатался!). Тележурналистике обучает ведущий режиссер телеканала «УТ-1» Лариса Ромащенко, тележурналистике — народная артистка Татьяна Цимбал, работе пресс-служб — Заслуженный журналист Украины Александр Горобец. Да и у самого директора института Владимира Владимирова немало достижений, рассказывая о которых можно исписать не один лист бумаги! Кстати, до сих пор он является спецкором информационного агентства «Укрпартинформ» и гордится именно этой должностью, ведь это «настоящий спецназ».

Для проведения мастер-классов приглашаются довольно известные личности: Маша Ефросинина («ICTV»), Марина Кухар («1+1»), Юрий Кот («Интер»), американские журналисты, например, Джеки Джадд. Всех и не перечислишь! После их выступлений студенты по-другому начинают смотреть на свою будущую профессию.

— В общем-то, журналистика даже и не профессия, — резюмирует Владимир Владимиров. — Это диагноз, как сказал знаменитый Москаленко. Так и есть, если заниматься ею всерьез. А мне бы очень не хотелось, чтобы мои студенты стали простыми служащими «с восьми до пяти». Нужно работать круглосуточно, даже во сне, ведь нашей профессии присуща романтика борьбы, а это — азарт и биение живого сердца. Я ощутил это сполна и поэтому заслужил право рассказывать, КАК достичь высот в журналистике.

 
Юлия ДАНКОВА
Фото автора











Зверніть увагу: Знайти роботу в Києві - на Jobs.ua!

Наші проекти:

Jobs.ua - Робота в Україні Vakansii.ua - Вакансії в Україні Resume.ua - Резюме в Україні
ArendaZala.com.ua - Конференц зали Personal.ua - Пропоную Роботу Training.ua - Тренінги в Україні
Srochno.ua - Терміново Потрібні Uajobs.com.ua - Пошук Роботи Jobsite.com.ua - Знайти Роботу
© 2002-2019 "Пропоную Роботу" | Мапа сайту