Драгоценная работа
Украшения из золота, бриллиантов, изумрудов, сапфиров, жемчугов и прочих ценностей — атрибуты мира голливудских звезд, блистательных европейских принцесс и жен толстосумов. Ювелирные изделия приобретаются как символ благосостояния, дарятся в знак любви, становятся поводом для войн и разногласий… И если с этим все более-менее ясно, то личность «золотых дел мастера», остающегося в тени великолепия и блеска, традиционно окутана тайной. Попытаемся приоткрыть завесу и проникнуть в «святая святых» золотников.
НЕБО В АЛМАЗАХ
В последние полтора года на ювелирном рынке страны наблюдается интенсивный рост предприятий и темпов производства. Всезнающая статистика свидетельствует, что объемы производства по сравнению с аналогичным периодом прошлого года достигли 142%, а показатели по импорту — 146%. Традицион но лидирует Киевская область, производящая 30% общего объема, доля производства в Харьковской области — 25%, Донецкой — 10%, Луганской — 9%, Львовской и Одесской — по 6%. Сегодня зарегистрировано 864 производителя ювелирных изделий, а общая численность работников — около 55 тыс. человек. Однако, несмотря на завидную динамику, в отрасли есть и нерешенные проблемы. Основные трудности специалисты связывают с нехваткой квалифицированных кадров. «Кадровая проблема остро стоит перед предприятиями, наращивающими мощности, — комментирует Василий Леонидович Юрко, директор предприятия по производству ювелирных изделий Royal service. — Несмотря на востребованность и перспективность профессии, хороших специалистов не хватает. Возможно, отчасти это объясняется строгой дисциплиной в ювелирной отрасли. Нехватка обусловлена и текучестью кадров: освоив в короткое время на фабрике весь технологический процесс, многие уходят и становятся частными предпринимателями. Помощи в решении кадровой проблемы мы ждем от профильных учебных заведений».
С П Р А В К А
Ювелирное искусство Киевской Руси славилось во всем мире. Древние мастера украшали изделия золотой зернью (мельчайшими капельками расплавленного металла, видными только в сильную лупу). Сегодняшние микротехники отдали бы многое, чтобы узнать, как им это удавалось.
«ЛОВКОСТЬ РУК И НИКАКОГО МОШЕНСТВА!» Под словом «ювелир» скрывается много специализаций — закрепщики, монтировщики, литейщики, полировщики, дизайнеры… Разнообразие специализаций обусловило развитие ювелирных заводов, где технологический процесс четко поделен на операции. В небольших мастерских, как правило, один мастер изготавливает изделие от начала до конца. Чем больше опыт (соответственно, чем старше ювелир), тем большую ценность он представляет: мастера со временем не только осваивают все возможные техники, но и стараются придумать что-то свое. Уникальность профессии в том, что диплом о специальном образовании не обязателен: многие начинают свой путь «подмастерьями» — учениками мастеров — и так постигают азы. Большинство ювелиров — мужчины, однако есть техники, изначально считающиеся женскими, например, работа с эмалью и сканью. Немало женщин и среди дизайнеров. Лучше всего специфику ювелирного дела отражают слова немецкого писателя Георга Кристофа Лихтенберга: «Это работа, при которой само Терпение рвет на себе волосы». Соответственно, профессионально важными качествами считается усидчивость, терпение, кропотливость, аккуратность, внимательность и способность доводить начатую работу до конца. Нетерпеливый никогда не сможет собрать вручную звенья цепочки. К примеру, на изготовление эксклюзивного комплекта иногда уходит от 3-х до 6-ти месяцев. Необходим хороший глазомер и цветоощущение, а также творческие способности, образное мышление и хорошая память. Следует владеть основами архитектуры, геометрии, живописи. Нужна и особая творческая жилка, чтобы экспериментировать с формой в различных техниках. Ну и конечно, хорошая координация и развитая мелкая моторика рук. А вот такая довольно нередкая особенность, как потливость ладоней может обернуться большой проблемой — частички драгметаллов будут прилипать к рукам, что приведет к недостачам.
НЮАНСЫ
Работодатели смещают акценты в требованиях в зависимости от масштаба ювелирных предприятий. Руководители фирм-лидеров считают одним из главных требований крепкое здоровье претендентов. На втором месте — профессиональные навыки, на третьем — «социальная благополучность». Не примут на работу состоящих на учете по поводу алкогольной или наркотической зависимости и имеющих судимости. Критерий опыта не является определяющим: найти работу могут и вчерашние выпускники, поскольку на предприятиях обычно отлажена система обучения кадров. Чтобы присмотреться к будущим работникам охотно принимают на практику студентов. Учитывается психологическая совместимость, да и доверие к коллегам, отнюдь, не на последнем месте. Предприятия-лидеры обеспечивают достойные условия труда: проводится аттестация рабочих мест, выдается спецодежда и даже пресловутое молоко за вредность. Да и с социальными гарантиями полный комплект. По иному расставлены приоритеты у собственников небольших предприятий, где на первом месте репутация ювелира и его квалификация. Предпочтения — кандидатам с хорошими рекомендациями, неохотно принимают на работу ювелиров без опыта, поскольку заниматься обучением неоперившейся молодежи недосуг: работающие мастера тотально заняты. Рабочий день не нормирован, это дает возможность хорошо зарабатывать, в приоритетах — сдельная оплата.
Огромные ювелирные фабрики, на которых работают тысячи человек, — отечественное изобретение (они и сейчас при деле). Во всем мире ювелирные фирмы — мелкие предприятия, насчитывающие в лучшем случае несколько десятков работников.
«ПОЗОЛОТИ РУЧКУ»
Зарплата в ювелирной отрасли зависит от специализации и успешности предприятия. Например, за выполнение одних и тех же функций можно получать от 500 до 2000 у.е. (в успешных фирмах). Уровень заработной платы одновременно является и показателем востребованности специалистов. Минимальная зарплата ученика (см. диаграмму) на ювелирном заводе — 400 грн. в месяц, так называемые «ученические», примерно через полгода оплата возрастает. Работающие на потоке монтировщики и литейщики могут рассчитывать на 500 у.е, хороший закрепщик в среднем получает 800-1000 у.е., полировщик — до 300 у.е. Талантливый дизайнер вполне может рассчитывать на вознаграждение в 3-5 тыс. у.е. в месяц, что вполне оправданно: от творчества создателя украшения во многом зависит успех всего производства. Говорить о вертикальном карьерном росте в этой профессии не совсем корректно. Для «молодых да рьяных» возможен следующий путь: продолжение образования, курсы повышения квалификации, аспирантура, работа в специализированных мастерских, участие в выставках и конкурсах. Как апофеоз — организация собственного дела и появление собственного круга клиентов.
МЕЖДУ МОЛОТОМ И НАКОВАЛЬНЕЙ
Как шутят ювелиры, со временем приобретается громкое имя, множество заказчиков и завистников. Теряются друзья и очки. Доля истины в этой шутке, безусловно, есть. Бичом профессии являются профессиональные заболевания, сопровождающие сидячую работу: остеохондроз, сколиоз, ухудшение зрения. Работа с реактивами может стать причиной появления аллергии или заболеваний верхних дыхательных путей. Брак в работе ювелира обойдется очень дорого, поскольку драгоценные камни хрупки. Тем, кто хочет открыть собственное дело, придется столкнуться с большими материальными затратами: дорого не только сырье, но и вспомогательные материалы и инструменты. Самая качественная оснастка лучших мировых производителей в сумме требует весомых вложений, но это необходимое условие производства. «Профессия всем хороша, несмотря на стереотипы, что ювелиры — люди непорядочные и зарабатывают бешеные деньги, — комментирует Алексей Кондратюк, мастер по ремонту ювелирных украшений ювелирной мастерской «Золотая камея». — Многие не доверяют мастерам, некоторые считают, что если оставить украшение до следующего дня, то ювелир за ночь весь янтарь из сережек выколупает или золото подменит. Поэтому приходится творить под бдительным присмотром заказчика. Стереотипное представление о работе ювелиров навеяно кинематографом, мол, ювелир — криминальная личность. Это далеко не так. Уже много лет как ювелирный бизнес вышел из подполья и так же легален, как и производство дорогостоящей техники». Профессия ювелира бесспорно творческая и поэтому в ней находят себя настоящие художники, энтузиасты, готовые всю свою жизнь положить на алтарь искусства. Они вдохновенно преданы своему делу и потому подчас не замечают минусов, возможность творческой самореализации затмевает все недостатки. Наверное, они правы: ведь с чем можно сравнить гордость мастера, ставящего автор-ское клеймо на уникальное изделие, которым будут любоваться потомки даже спустя много столетий?
Д И А Г Р А М М А
|