Диплом гостеприимства
Времена некачественного гостиничного сервиса уходят в прошлое. Новая генерация специалистов индустрии гостеприимства — хорошо образованные работники, для которых понятия «этикет» и «культура» — слова не пустые. Да, и перспективы отрасли совсем иные, чем 10–15 лет назад, когда администраторы гостиниц были вынуждены переквалифицироваться в эстрадных звезд по аналогии с Татьяной Овсиенко.
|
Заместитель завкафедры теории и практики туризма и гостиничного хозяйства КУТЭПа Ирина Михайловна Минич: «Гостиничный бизнес — работа для тех, кто любит людей» | |
Современный гостиничный бизнес в наибольшей мере зависит от условий профильного обучения. Благо, они уже созданы. Кроме Киевского техникума гостиничного хозяйства, известного со времен СССР, появились и другие профильные учреждения специализирующиеся на обучении персонала гостиничной отрасли. Таких вузов в Украине сейчас около ста тридцати, более семидесяти из которых входят в Ассоциацию учебных заведений туристического и гостиничного профиля. Киевский университет туризма, экономики и права (КУТЭП) — базовое учебное заведение индустрии гостеприимства, признанный законодатель и идеолог туристического и гостиничного сервиса. На кафедре теории и практики туризма и гостиничного хозяйства, возглавляемой ректором университета Владимиром Кирилловичем Федорченко, разработаны Программа развития туризма на 2002–2010 годы, проект Закона Украины «О туризме», Концепция развития туризма в г. Киеве. Здесь же созданы и стандарты по гостиничному и туристическому хозяйству, единые для всех вузов этого направления. Киевский университет туризма, экономики и права и техникум гостиничного хозяйства объединены в единый учебно-производственный комплекс. Это позволяет выпускникам техникума поступить без экзаменов в университет и продолжить обучение по сокращенной программе. Большинству же абитуриентов придется подтвердить уровень своих знаний по украинскому и иностранному языку. Такие же «испытания» ждут и поступающих в техникум на специальность «Организация обслуживания в гостиницах и туркомплексах». Чтобы попасть в число студентов, обучающихся за счет госбюджета (кроме знаний), необходимо иметь направление предприятия, обязующегося предоставить рабочее место. Обучаться можно и на контрактной основе. Подготовиться к поступлению желательно заранее — на факультете довузовской подготовки (изучают украинский и иностранные языки, основы правоведения и математику). Занятия могут посещать и учащиеся 11-х классов, и молодежь со средним образованием. При КУТЭПе постоянно действуют курсы повышения квалификации и обучения «рабочим» гостиничным специальностям: владельцы гостиниц предпочитают, чтобы персонал имел профильное образование. Стоимость трехмесячного обучения 480 гривен.
ЕСТЕСТВЕННЫЙ ОТБОР ПЕРСОНАЛА
- |
Рынок трудоустройства в гостиничном бизнесе постоянно растет, — комментирует заместитель заведующего кафедрой теории и практики туризма и гостиничного хозяйства КУТЭПа, кандидат социологических наук, доцент Ирина Михайловна Минич. — По прогнозам Всемирной туристической организации, до 2020 года в мире будет путешествовать около 1,5 миллиарда человек! Эти тенденции не могут не коснуться и Украины. Для обслуживания всевозрастающего числа туристов потребуется немало гостиниц. Пока их недостаточно, к тому же, 60% действующих отелей не соответствуют требованиям, не говоря о мировых стандартах. Так что «поле деятельности» для развития гостиничного хозяйства огромное.
|
|
- |
Сейчас многие «рвутся» в гостиничный бизнес. Каждому ли по силам это дело? |
- |
Только тем, кто одарен добрым сердцем, способен любить людей, радушен, приветлив, тактичен, корректен. В этом суть стратегии нашего вуза — мы набираем учащихся не только по уровню знаний, но и по личным качествам.
|
- |
Осознанно ли студенты делают выбор? |
- |
70% поступающих на факультет «Туризм, гостиничный и ресторанный бизнес» уже ориентируются в этой сфере. Молодежь привлекает нестандартность, возможность для самореализации, практика общения на иностранных языках, постоянные встречи с интересными людьми.
|
- |
Как построен учебный процесс? |
- |
Программа поделена на модули, которые преподаются поэтапно. Первый модуль — «Рекреация» — содержит информацию по географии, туристским ресурсам Украины и других стран. Второй модуль — «Технология» — дает базовые знания по гостиничному бизнесу, туристической деятельности и ресторанному делу, которые позже отрабатываются на практике в гостиницах, ресторанах и турфирмах. Третий модуль — «Организация отрасли». А вот экономика, управление и специализация — приоритеты старшекурсников. Плюс — углубленное изучение трех иностранных языков. Согласитесь, в гостиничной отрасли без таких знаний сделать карьеру невозможно.
|
- |
Преподают ли на факультете практики, занимающиеся гостиничным и туристическим бизнесом? |
- |
Да, и таких немало. К примеру, вице-президент турфирмы «Супутник-Україна» Виктор Зинченко, директор гостиницы «Братислава» Христо Роглев, замдиректора Президент-отеля «Киевский» Таисия Дорошенко, Ольга Коляда, специалист Центра сертификации гостиничных услуг и многие другие.
|
- |
Какая роль отводится практике? |
- |
Только теоретически обучиться гостиничному бизнесу невозможно. У нас создан ряд учебных лабораторий — гостиница «Гостеприимство», турфирма, ресторан, бухгалтерия... К тому же, студенты проходят и международную практику — в 4-5-звездочных отелях Египта и Турции.
|
- |
На базе нескольких гостиниц открыты филиалы вашей кафедры… |
- |
Такие отделения — «площадки» для различных исследований и написания курсовых и дипломных работ. А результатом совместной деятельности с отелем «Братислава» стали прикладные учебные пособия: теперь студенты прямо в аудиториях могут ознакомиться с деятельностью отеля и на практику отправляются вполне подготовленными.
|
- |
А как насчет трудоустройства? |
- |
Сумевшие хорошо зарекомендовать себя студенты находят работу уже на 2-3 курсах. Ведь работодателям проще взять таких стажеров, чем подыскивать персонал через биржу труда. Наших выпускников можно встретить в каждой киевской турфирме и гостинице абсолютно на всех должностях — начиная с портье и заканчивая администраторами.
|
P. S. По подсчетам Ассоциации учебных заведений туристического и гостиничного профилей, ежегодно рынок труда сферы услуг пополняется 2,5 тысячами новых специалистов. Но в условиях жесткой конкуренции только лучшие находят достойное применение своим знаниям. Помните: требования работодателей к персоналу гостиниц постоянно растут. |