ЛЕГПРОМ УКРАИНЫ 2005
На что мы тратим свои «кровно заработанные»? Еда, коммунальные услуги и одежда. Именно эти три основные позиции личного и семейного бюджета являются основой регулярных и крупных расходов. Как продукты питания, так и товары легкой промышленности каждый приобретает там, где считает правильным и выгодным: магазин, рынок, секонд-хэнд, индивидуальный пошив в ателье. Варианты поиска дефицита и товаров из-под прилавка давно канули в Лету. Какова же ситуация в отечественной легкой промышленности сегодня?
|
|
ФАКТЫ И ЦИФРЫ
Политические изменения 90-х гг. отрицательно повлияли на состояние легкой промышленности Украины, на долю которой приходится около половины объема производимых непродовольственных товаров народного потребления. Удельный вес легкой промышленности в общем поступлении налогов в бюджет Украины составляет в настоящее время 0,45% (около 230 млн грн) против 14% в 1990 году. По статистическим данным http://www.business.dp.ua/, среднегодовая численность занятых в этой отрасли промышленности сократилась за три последних года вдвое и составляет сегодня 147 тыс. человек (в 1990 г. — 756 тыс.). Из всего количества предприятий легкой промышленности (около 850) почти половина — убыточны, производственные мощности загружены на 15-60%.
Производство тканей в Украине упало с 1210 млн кв. м в 1990 г. до 50 млн в 1999 г. Затем наметился медленный рост — с 66,7 млн кв. м в 2000 г. до 105,6 млн в 2003 г. Емкость украинского рынка тканей увеличилась в 2004 г. на 13,7% и достигла 570 млн кв. м. В I квартале нынешнего года предприятия легкой промышленности Украины увеличили выпуск продукции по сравнению с тем же периодом 2004 г. на 3,3%. На предприятиях текстильной промышленности и пошива одежды объемы производства увеличились на 6,4%, а на предприятиях по выпуску кожи и кожаной обуви — сократились на 8,1%.
Специфика украинского рынка заключается в том, что значительная часть инвестиций осуществляется как малыми, так и крупными финансовыми структурами, работающими в области легкой промышленности. В настоящее время завершается первый этап передела собственности легкой промышленности и первичное структурирование рынка, на фоне которого уже выделяются как лидеры, так и предприятия средних размеров.
Успеха в работе добиваются предприятия, проводящие модернизацию производства, внедряющие современные формы менеджмента и маркетинга, активно выходящие с продукцией на внешние рынки.
В украинской легкой промышленности существует около ста предприятий среднего размера, которые недавно завершили реструктуризацию. Кроме того, имеется более тысячи разнообразных, в основном частных предприятий, деятельность которых трудно поддается контролю.
Ниже следует характеристика деятельности ряда предприятий среднего размера. Наиболее развитой зоной украинской легкой промышленности является Западная Украина, где сосредоточен ряд успешно работающих предприятий текстильной промышленности.
Главным центром шелковой промышленности, как западной части, так и всей Украины является Киев. Здесь находится крупнейший в стране шелковый комбинат, выпускающий различные виды тканей из натурального шелка, включая крепдешин и креп-жоржет, набивные жаккардовые и полотняные ткани, а также ткани из химических волокон.
В шерстяной промышленности востока Украины действуют 17 фабрик и заводов и около 50 мелких предприятий.
На предприятия кожевенно-обувной, швейной, меховой и галантерейной подотраслей приходится примерно 35-40% оборота всей украинской легкой промышленности. Специалисты отмечают, что основные проблемы легкой промышленности Украины заключаются не в материально-техническом состоянии предприятий, а в недостаточным образом организованной системе управления. Многие предприятия лишены современных информационных технологий и даже элементарных средств коммуникаций, что изолирует их от мирового рынка. Серьезной проблемой для украинских текстильщиков является сбыт готовой продукции, и предприятия, сумевшие быстро приспособиться к новым условиям, создав мощную сбытовую структуру, смогли остаться на плаву.
СТОЛИЦА
Сегодня розничная торговля одежды в Киеве, по оценкам экспертов ООО «Бриз-Инвест» (ТК «Альта Центр»), осуществляется следующим образом: 50% товара (в денежном выражении) реализуется через рынки; 40% — мелкие магазины; 10% — сетевые и брендовые магазины. В последнее время наблюдается тенденция изменения этих соотношений: увеличивается реализация через «мелкие магазины», а также «сетевые и брендовые магазины». Эксперты объясняют это ростом потребительского уровня населения за 2003 г. на 5,2%, увеличением числа торговых центров, как в Киеве, так и в целом по Украине, увеличением среднего дохода населения столицы (официально — 827 грн, экспертная оценка — $300 в месяц) при ежемесячном росте на 15%.
Одежда украинского пошива занимает около 14% рынка. Турция лидирует — ей принадлежит 32% рынка. По 9% — у СНГ и Западной Европы, по 15% — у Восточной Европы и Китая, 6% одежды идет из других стран (США, страны Латинской Америки, Сингапур). Сегодня рынок верхней одежды в Киеве, по разным оценкам, составляет от $170 до 220 млн (от $57 до 74 на чел. в год), в целом для Украины это около $1-1,3 млрд (от $21 до 27 на чел. в год).
ГДЕ ПОКУПАЕМ
Специалистами «Бриз-Инвест» проводилось исследование покупательских предпочтений места выбора одежды. Так, киевляне покупают, или им покупают, верхнюю одежду (указывались все места покупки за последний год): с рук, на вещевых рынках — 48,2%; в специализированных магазинах одежды — 24,4%; в крупных торговых центрах — 21,0%; в фирменных магазинах (салонах, бутиках) — 16,2%; заказывают в ателье, у частного портного — 8,7%; на выставках-продажах — 4,0%;
в других местах — 6,2%; на «секонд-хэнде» — 12,5%; не покупаю, шью самостоятельно — 1,6%; трудно сказать, не знаю — 1,9%.
В Европе значительное количество товарных единиц верхней одежды относится к «импульсивной покупке» (среднестатистический европеец обновляет свой гардероб 3-4 раза в сезон). А вот украинский покупатель определяется с одеждой раз в сезон. В ходе исследований удалось узнать потребности населения в различных категориях одежды (разрешалось указывать несколько категорий): деловая одежда — 57,3%; универсальная: повседневная (freetime cloth) — 39,2%; повседневная (active cloth) — 32,8%; деловая представительская — 16%; одежда для торжественных случаев — 10,4%; эпатирующая — 2,6%; другая одежда — 4%; затрудняюсь с ответом — 1,5%. При этом 80% покупателей отдают предпочтение не отечественной, а импортной продукции, при этом не всегда лучшего качества.
ЧТО ХОРОШЕГО?
По статистическим данным еженедельника «Зеркало недели», в Украине производят одежду более 1000 предприятий. Из них количество крупных фабрик (свыше 100 работников) превышает 300. Они, по мере своих сил и с учетом существующих мощностей, выпускают различный ассортимент товаров, регулярно предоставляя сведения о произведенной продукции.
С 90-х годов в отечественной легкой промышленности стали популярными так называемые давальческие схемы, по которым наши предприятия в основном работают и по сей день. По различным оценкам, от 70 до 95% швейной продукции в Украине изготовлено по таким схемам. Заказчики — компании из стран Европы и Северной Америки — предоставляют украинским предприятиям свой материал и свои модели, оплачивая по месту производства только трудовые затраты. Последние оцениваются достаточно скромно: пошив мужской рубашки, например, в пределах $1,2 — 1,8, жакета — около семи.
Именно давальческие схемы, при всей неприкрытости погони за дешевой рабочей силой, стали спасательным кругом для нашей легкой промышленности. Все руководители, специалисты единодушны: сроки возврата денег на отечественном рынке, конечно, вдвое больше, чем при работе по давальческим схемам, но зато выпуск продукции для своего, внутреннего рынка прибыльнее. Загвоздка в одном: даже качественно изготовленные изделия реализовать чрезвычайно сложно.
РАБОЧИЕ МЕСТА
Но, несмотря на печальные выводы специалистов, легкая промышленность Украины не только функционирует, но и предоставляет стабильно востребованные вакансии (см. диаграмму). При этом наблюдается хотя и незначительный, но рост спроса на специалистов этой сферы бизнеса: из 227 объявлений, опубликованных в рубрике «Легкая промышленность» еженедельника «Пропоную роботу», лидирующая профессия — швея (72 вакансии).
Как скоро украинская легкая промышленность «встанет на ноги», а мы перестанем обращать внимание на иностранные этикетки — вопрос риторический. Утешает и вселяет надежду лишь то, что сегодня требования к качеству изделий — наиважнейшее для покупателя, поэтому высококвалифицированные специалисты легкой промышленности уж точно без работы не останутся.
|